Воспитательная работа классного руководителя
В условиях современной системы образования цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности учащегося в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:
Я как носитель культуры – включаю детей в разнообразные виды деятельности (интеллектуально-познавательной), ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физической, игровой, деятельность свободного общения) – и все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.
Я как лидер детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания, демонстрируя личный пример.
Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная личностно-ориентированная коллективная творческая деятельности.
Назначением классного руководителя также являются концентрация и интеграция всех позитивных влияний на личность школьника (семьи, окружающей среды, внешкольных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализация, устранение негативных.
Функции классного руководителя:
Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Взаимодействие с многопрофильными детскими объединениями и самодеятельными детскими организациями;
Корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания.
Содержание деятельности классного руководителя:
Определение цели и задач (стратегических и тактических), выстраивание логики воспитательного процесса;
Изучение личности учащихся, детского коллектива, состояния учебно-воспитательного процесса; внедрение результатов в практику;
Планирование воспитательной работы;
Отбор содержания воспитания;
Выбор средств, методов и приемов воспитания;
Анализ результатов воспитания и прогнозирование на основе этого анализа дальнейшего хода воспитательного процесса.
Классному руководителю следует позаботиться:
О ведении дневника – по нему виден прогресс в развитии ребенка;
О написании характеристик – в них виден результат изучения ученика и очерчены перспективы его дальнейшего роста;
О ведении классного журнала как средства упорядоченного ведения дел класса;
О проведении родительских собраний как средства обретения необходимого взаимодействия с самими близкими, а значит, и заинтересованными в судьбе ребенка людьми, для поиска выхода из возникших ситуаций.
Еще одна забота классного руководителя – это классный уголок в кабинете, закрепленном за классом: уборка, содержание в порядке, помощь в создании и хранении методического комплекса, озеленение и украшение. Классный уголок выполняет функцию информации и организации педагога и детей. В нем может быть:
Список класса с распределением поручений;
«деловые бригады» ( своеобразные 4-5 групп по интересам, в которых дети предпочитают участвовать в классных делах, дежурить по школе и т.д.)
Календарный план-сетка на четверть;
Объявление о ближайших делах (время, место, порядок и содержание подготовки, даты репетиций, ответственные за определенные участки работы, материалы для обдумывания и т.д.);
Успехи, награды, поощрения;
Поздравления с праздниками, с днями рождения учащихся и учителей;
График традиционных дел;
Оперативная учебная информация;
График дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках школы в конце четверти.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33