logo
методичка ГАК

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в це­лостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения – непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания учащихся применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в кото­рых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оце­ниванием не только результатов воспитанности учащихся, но и уровня воспитательной деятельности педагога и образовательного учреждения в целом.