Вопросы для самоконтроля
1. Что такое средства обучения? Какое место они занимают в структуре педагогического процесса?
2. Какие средства обучения относятся к группе натуральных объектов?
3. Какие функции призваны выполнять средства обучения?
4. Какие средства можно назвать техническими средствами обучения?
5. Что относится к учебно-производственным средствам обучения?
6. Какие требования предъявляются к учебным мастерским?
7. Как правильно организовать рабочее место учащегося в учебной мастерской?
Рекомендуемая литература
1. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. – М.. 1988.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. – М.. 1986.
3. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2006.
4. Профессиональная педагогика/Под ред. С. Я. Батышева. – М., 1997.
Тема лекции:
«Педагогические технологии в профессиональной деятельности учителя»
1. Понятие «педагогические технологии».
2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса.
3. Технология осуществления педагогического процесса в системе НПО.
4. Технология решения педагогических задач.
1. Понятие «педагогические технологии»
Под педагогической технологией понимается совокупность научно обоснованных способов организации педагогической деятельности (в том числе способов и приемов воздействия педагога на себя и на воспитанников), осуществление которых приводит к оптимальному решению поставленных задач.
Основными характеристиками педагогической технологии являются: соединенность в деятельности педагога целеполагающей, конструкторской, организаторской и исполнительской функций; высокая степень ее вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, ситуации взаимодействия, особенностей отдельных учащихся и коллектива в целом, содержания и характера деятельности и т.д.
Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения и воспитания с помощью компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и причин поведения.
Задачами педагогической технологии являются:
- достижение достаточной глубины и прочности знаний;
- закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;
- отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;
- развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать учебную и самообразовательную деятельности;
- научение действиям с технологическим инструментарием;
- воспитание привычки соблюдения технологической дисциплины.
Анализ категории «педагогическая технология» показывает, что в ее структуре выделяются (или подразумеваются) две части: технология обучения и технология воспитания.
Важнейшими признаками педагогических технологий являются:
- разработка технологии под конкретный педагогический замысел;
- построение технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на основе диалога, принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей;
- возможность воспроизведения элементов педагогической технологии любым учителем и гарантии достижения планируемых результатов всеми навыками;
- наличие обязательных диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерений результатов деятельности.
Перечисленные признаки позволяют говорить о педагогической технологии целостного учебно-воспитательного процесса, как «совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и постановку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств».
Все эти составляющее реализуются в процессе, ориентированном на отдельный педагогический результат. Достигается он с помощью структуры компонентов, которые располагаются в определенной иерархии. Макструктуру составляют процессы организации детского коллектива, система оптимального самоуправления и т.д. Микроструктуру образуют организаторские формы уроков, воспитательной работы.
С ними тесно связаны системные технологические образования разных форм (например лекция – урок – практическое занятие – экскурсия). Реализуются эти образования с помощью технологических – способов частного решения конкретной учебно-воспитательной задачи. Формой выражения ее могут быть опорные сигналы, конспекты, игра, драматизация и др. Дополняются технологические приемы технологическими звеньями (цель, диагностика, методы). Последовательность перечисленных составляющих образует технологическую цепочку, обеспечивающую закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных навыков, социально ценных привычек и форм поведения. Важными элементами структуры педагогической технологии являются технологизированные формы учета результатов работы, стимулирующие творческую активность детей, выявляющие их индивидуальные склонности и способности (например, программированный контроль или экран успеваемости В.Ф. Шаталова), а также технологические средства (компьютер, приборы, аппараты), включенные в педагогическую технологию в качестве отдельных звеньев или самостоятельной технологической цепочки.
Основные критерии педагогической технологии являются:
- наличие четкой цели;
- представление содержания в виде системы познавательных или воспитательных задач;
- наличие достаточно четкой логики, последовательности действий, операций;
- указание способов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;
- мотивационное обеспечение деятельности;
- определение границ регламентированной деятельности и творчества участников учебно-воспитательного процесса;
- наличие средств и способов получения информации (информационное обеспечение).
Педагогическая деятельность специфична. В ней нет четкого предметного поля деятельности. У педагога нет однозначных функций: он и учитель, и воспитатель, и классный руководитель, и организатор досуга и т.д. Операционная сторона педагогического труда не может быть отделена от субъективной: личность учителя накладывает отпечаток на любую технологию, ведущими характеристиками труда учителя считаются индивидуальность, импровизационность. Кроме того, отсроченность результата (особенного это касается области воспитания) не позволяет с высокой точностью его прогнозировать. Этой спецификой определяются особенности педагогической технологии и технологических процессов:
1) Отдельные технологические цепочки имеют различный воспитательный потенциал: одни из них по своей структуре и способам реализации призваны развивать внимание, исполнительность, умение действовать по образцу при жестко заданной последовательности основных элементов программы (алгоритм решения определенного типа задач); другие выполняют функцию опоры для активной самостоятельной мыслительной деятельности.
2) Различный учебный материал обладает разной «технологичностью»: одни легко кодируется и при воспроизведении не деформируется, не искажается, осознается во всей полноте и целостности (математические формулы, способы решения задач); другой, будучи закодированным, утрачивает часть своих воспитательных возможностей (философская, художественная, историческая информация).
3) Педагогическая технология непосредственно связана с психологией: технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности только при опоре на психологическое обоснование.
4) Воспитательные воздействия не могут осуществляться в виде мелких (как в программированном обучении) или последовательного формирования отдельных качеств. Технология воспитания – процесс комплексного воздействия на личность.
5) Любая педагогическая технология, ее разработка и применение требований высочайшей творческой активности педагога и учащихся.
6) Педагогическая технология (даже самая современная) не обеспечивает одинаково высокого уровня обученности и воспитанности всех школьников. На результат оказывают влияние многие факторы: уровень педагогического мастерства учителя, интеллектуальный и эмоциональный фон класса, материальная база школы и т.д.
Следовательно, педагогическая технология – не механический, раз и навсегда заданный процесс с неизменным выходом, а организационно-составная структура, определяющая направление взаимодействий педагога и детей при бесконечном разнообразии подходов и отношений.
Педагогическая технология подчиняется определенным принципам.
1) Принцип природосообразности означает такое построение учебно-познавательного процесса, которое в наибольшей степени соответствует естественным механизмам усвоения социального опыта учащимися и обеспечивает развитие их интеллектуальных сил.
2) Принцип интенсивности означает, что скорость усвоения способов деятельности связана с заданными ее показателями.
3) Принцип педагогической ориентированности на отношение требует организовывать педагогическое воздействие в логике будущих (формирующихся) отношений воспитанника и с учетом их специфики.
4) Принцип учета уровня развития (обученности, воспитанности) ребенка и соответствия организуемого воздействия этому уровню.
5) Принцип меры – диктует оптимальное соотношение разнообразных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); игровых и неигровых, традиционных и оригинальных форм учебной и воспитательной работы, предметного и воспитательного результатов, разума и эмоций в организуемой педагогами жизнедеятельности детей.
6) Принцип динамичности педагогической позиции означает, что находясь в постоянно меняющихся субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях с учениками педагог должен уметь естественно и органично менять собственную позицию в соответствии с текущей педагогической задачей.
7) Принцип компенсаторности подчеркивает необходимость для педагога наряду с постижением содержания и различных сторон педагогической технологии уделять особое внимание самоизучению и развитию собственной индивидуальности, поскольку именно уникальность, неординарность, нестандартность личности учителя позволяют ему (хотя бы отчасти) компенсировать недостаточное развитие отдельных профессиональных умений.
8) Принцип оригинальности и новизны педагогических воздействий означает необходимость учета особенностей детского восприятия.
9) Принцип профессиональных аналогий и заимствований с одной стороны, демонстрирует тесную взаимосвязь педагогической технологии с другими видами человековедческой деятельности (социальной психологией, риторикой, суггестией, психотерапией, эстетикой, театральным искусством и т.д.), а с другой, требует обязательной педагогической интерпретации всех профессиональных заимствований для превращения их в собственно педагогические средства.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33