logo
методичка ГАК

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

Любая деятельность протекает более эффективно и дает каче­ственные результаты, если при этом у личности имеются силь­ные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные за­труднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией дея­тельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стиму­лировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе стро­ится учителем с учетом того несомненного социально-психоло­гического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей сте­пени свойственно стремление к здоровому соперничеству, при­оритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень пе­редовых, стимулирует развитие творческой активности, инициа­тивы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традицион­ные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передо­вого опыта.

Ситуация переживания успеха. В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные -поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно- ролевые игры. Они примыкают к ситуациям переживай успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, учащийся испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Наказание – это такое воздействие на личность учащегося, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.