logo
методичка ГАК

Демократизация и плюрализация образования

Одним из направлений образовательного процесса является демократизация системы образования.

В образовании процесс демократизации прошел значительной важности этап, когда были обеспечены его доступность, бесплатное общее образование, равноправие при получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленные на полное развитие личности, на увеличение уважения к правам человека и основным свободам.

Неотъемлемым условием демократизации образования является контроль со стороны общества. Плюрализм должен обеспечиваться благодаря поддержке независимых партий и организаций: ассоциаций родителей, учащихся, учителей и профсоюзов.

Другое направление, которое может интерпретироваться на нескольких уровнях, – это создание «рынка» учебных заведений. Одно из средств обеспечения подлинного права на выбор образования заключается в приведении в действие закона спроса и предложения в области образования.

Повсюду в мире «рынок» образования находится под очень сильным влиянием и контролем государства. Основным рычагом государства остается возможность мобилизовать и инвестировать различный объем капитала, т.е. здесь не действуют классические законы свободной конкуренции.

Наиболее четко прослеживается взаимосвязь демократизации и плюрализации системы образования. Можно обозначить на основе уже происходящих перемен в отечественной системе образования характерные признаки данного процесса; децентрализацию системы образования; создание негосударственных учебных заведений; открытие конфессиональных учебных заведений; введение двуязычного обучения; расширение способов приобретения знаний; создание региональных и национальных учебных заведений; разработка и введение в учебные программы предметов гуманитарного цикла с многокультурностью содержания; введение системы предметов по выбору; формирование глобального мышления; углубление национального самопознания как первоосновы плюралистического мировосприятия.

Если развитие демократизации образовательной системы служит в конечном счете совершенствованию социально-экономического развития общества, преобразованию на демократических принципах социальной среды, расширению образовательного пространства, то плюрализация углубляет и закрепляет демократические достижения, способствует формированию новой философии жизни, культуры мышления в его планетарно-глобальной форме, основанной на многообразии национальных культур и множественности способов получения знаний, т.е. направлена на развитие человека.

В условиях многокультурности страны дальнейшее развитие демократизации и плюрализации образования будет способствовать возрождению культурных традиций, специфично синтезированных в ходе исторического развития, воспитывать поколение людей с новым мировоззрением.