logo
методичка ГАК

3. Общие подходы к отбору содержания обучения

Проектирование содержания профессионального обучения осуществляется на двух уровнях: сначала на федеральном уровне на основе федеральных компонентов образовательных стандартов разрабатывается комплект стандартных структурных элементов содержания обучения, на основе которого формируется блочно-модульная учебная программа, а затем на ее основе – на региональном уровне, в соответствии с конечной целью обучения.

При этом на региональном уровне содержание структурных элементов; входящих в блочно-модульную учебную программу, предварительно уточняется в соответствии с национально-региональным компонентом стандарта и особенностями обучения в данном образовательном учреждении.

Блочно-модульная учебная программа может разрабатываться и на региональном уровне, при этом основой для этого является комплект стандартных структурных элементов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты стандарта.

Такой подход позволяет учесть в рабочей учебно-программной документации федеральный компонент государственного стандарта при одновременной ориентации на потребности регионального (местного) рынка труда.

При отборе содержания обучения по специальности учитываются принципы интегративности: уточняется, к какой профессии относится специальность, к какой группе родственных профессий относится, в свою очередь, профессия, к какому производству (виду деятельности) относится данная группа профессий. Например, специальность «портной женского легкого платья» относится к профессии «портной», входящей в группу родственных профессий «технология индивидуального пошива одежды», относящуюся к швейному производству.

Анализ отобранного в конкретном направлении содержания обучения проводится по слоям «сверху вниз».

Верхний слой соответствует отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности. Средний слой соответствует группам профессий; нижний слой соответствует отдельным профессиям, специальностям.

Такой подход позволяет подойти к решению проблемы создания учебно-программной документации для профессионального обучения «не снизу» – на уровне одной профессии или специальности, как это имело место до сих пор, а «сверху», на основе целостной структуры содержания профессионального образования в рамках конкретного направления (отрасли, подотрасли, производства, вида деятельности).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «содержания образования».

2. Какова структура стандарта профессионального образования?

3. Перечислите функции стандарта профессионального образования.

4. Какие ступени квалификации выделяют в системе образования РФ?

5. Что отражено в модели учебного плана?

6. Как осуществляется проектирования содержания профессионального образования?

Рекомендуемая литература

1. Профессиональная педагогика/ Под ред. С. Я. Батышева. – М., 1997.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М., 2002.

3. Леднев В. С. Содержание образования. – М.. 1989.

4. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999

5. Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.. 2000.

Тема лекции:

«Характеристика методов профессионального обучения»

1. Понятие о методах профессионального обучения.

2. Методы теоретического обучения.

3. Методы производственного обучения.

4. Выбор методов обучения.

5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений.

1. Понятие о методах профессионального обучения

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие.

С понятием метод обучения тесно связано другое понятие – прием обучения, или методический прием. Под методическими приемами понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, сочетания их разнообразны. Один и тот же вид работы выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие – основной источник знаний, демонстрация его является методом обучения.