logo
методичка ГАК

Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности

Сущность ценностно-ориентационной деятельности учащихся состоит в целенаправленном осмыс­лении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, про­цессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов.

В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентаци­онная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова. Дело в том, что оно «плавающее» – в зависимости от того, что в тот или иной момент является объектом оценочной деятельности воспитанников, т.е. что воспринимается ими как ценность или неценность.

Место осуществления ценностно-ориентационной деятельно­сти не фиксировано, поэтому можно говорить, что она организо­ванно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже поми­мо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмо­циональном уровне.

Внутренней формой функционирования ценностно-ориентационной деятельности является ненаблюдаемая оценочная дея­тельность. Что касается внешних организационных форм, то они бесконечно многообразны, начиная с традиционных классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом совместного творчества педагогов и воспитанников.

Практически бесконечное многообразие внешнего оформле­ния ценностно-ориентационной деятельности требует и столь же многообразных вариантов ее атрибутики.

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предо­пределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она, так же как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предмет­ного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников.

В то же время отсроченно проявляющиеся результаты настоль­ко очевидны и значимы, что это дает основание говорить о про­дуктивности или непродуктивности деятельности отдельного пе­дагога и всего образовательного учреждения.

К специфическим особенностям ценностно-ориентационной деятельности относится также и то, что в ней, как ни в одном другом виде деятельности воспитанников, предоставляется мак­симальная свобода выбора. Насильственно, т. е. без внутреннего принятия, ни одна идея не может быть внедрена в сознание лич­ности.

Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной деятельности определяются ее спецификой и в первую очередь тем обстоятельством, что необходимо исклю­чить принуждение в любых его формах. Педагог должен учиты­вать факт свободы выбора. Отсюда ценностно-ориентационная деятельность не может быть продолжительной. Каждый воспитанник должен уходить с мероприятия с вопросами, на которые он получит от­веты, разобравшись сам, обращаясь ко всевозможным источни­кам, или с помощью педагога, который, в свою очередь, гото­вясь к встрече с детьми, обязательно обращается к научной ли­тературе.