3. Учебно-производственные средства обучения.
1. Средства обучения как категория дидактики
Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В категориальном аппарате дидактики материальные средства (орудия труда) имеют самостоятельный статус наряду с целями, содержанием, методами, организационными формами обучения.
Более того, роль средств обучения как инструмента учебно-воспитательной деятельности возрастает в связи с технологизацией всех сфер общественной жизни.
Классификация средств обучения:
1. Натуральные объекты – включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.
2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи).
В свою очередь, каждая из указанных подгрупп может быть также классифицирована по определенным основаниям.
Например, модели: 1) по способу замены оригинала – материальные и идеальные (мыслительные, знаковые или символические); 2) по внутренней организации объекта (структурные, функциональные и смешанные); 3) по функциональному назначению (демонстрационные, раздаточные); 4) по способу отображения предмета (динамичные, статичные, плоские, объемные, смешанные).
3. Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.
Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). Это средства обучения – носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятся транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и др.
К группе технических средств (ТС) относится различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графорпроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, которая и является в строгом смысле слова средством обучения.
Отдельно, видимо, следует выделить различного рода информационные среды, такие, как, например, телекоммуникации (электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Internet, мультимедиа системы), которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.
Дидактические функции СО:
- наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, формирование представлений и понятий;
- информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации;
- компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;
- адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям учащихся, плавную преемственность знаний;
- интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое. Эта функция реализуется при комплексном использовании СО, а также при использовании средств новых информационных технологий.
К общим функциям относятся также функция инструментальная, ориентированная на обеспечение определенных видов деятельности, действий, операций и достижение поставленной методической цели, и мотивационная, которая служит цели формирования устойчивой (внешней) мотивации учебной деятельности.
Все функции СО взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление.
2. Характеристика современных средств обучения
Натуральные объекты. К натуральным объектам относят обычно объекты живой и неживой природы, с которыми учащиеся знакомятся в виде демонстрационного или раздаточного материала.
Наглядность – одно из главных требований при отборе натуральных объектов или проектировании различных видов пособий, содержащих натуральные объекты в качестве их компонентов.
С этой целью отбирают объекты с ярко выраженными типичными признаками, необходимыми для раскрытия содержания изучаемых понятий. Для усиления наглядности натуральных объектов применяют различные способы кодирования: цветом, цифрами, буквами. При использовании в процессе обучения натуральных объектов основной метод работы с ними – наблюдения и эксперимент.
Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий, прежде всего оборудование и его узлы, необходимо специально подготавливать или обрабатывать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п.
Учебные модели, муляжи, макеты. Модели являются учебно-наглядными изобразительными пособиями, искусственно воспроизводящими натуральные объекты и передающие их структуру, существенные свойства, связи и отношения. При этом допускается условность в передаче свойств оригинала (объектов макро- и микромира); уменьшение или увеличение размера, схематизация в передаче строения объектов, условность окраски и т.д.
Наиболее типичной и распространенной разновидностью моделей являются материальные (предметные) модели. При этом материальные модели делят на объемные и плоскостные. Промежуточное положение между ними занимают рельефные таблицы.
Объемные модели могут разборными (резец, муфта, набор атомов со стержнями), неразборными, статичными (комплекты метчиков) и динамическими (модель двигателя внутреннего сгорания, насоса).
К объемным моделям относят муляжи и макеты, которые используют в преподавании различных как общеобразовательных, так и технических предметов.
Муляжами (макетами) называются пособия, в которых натуральные объекты воспроизводятся с высокой степенью сходства. При выполнении муляжей и макетов не допускаются условности изображения оригиналов: размеры, форма, цвет и строение поверхности должны передаваться с максимальной точностью.
Муляжи и макеты находят применение при изучении внешних свойств и признаков предметов и явлений окружающей действительности, модели дают возможность изучить внутреннее строение и принцип действия изучаемых объектов, кинематику машин и механизмов, другие связи и отношения, имеющие место в изучаемых явлениях.
По способу предъявления учащимся модели, муляжи (макеты), как и натуральные объекты, делятся на демонстрационные и раздаточные.
Учебная таблица (плакат, схема, диаграмма, график и др.) – плоскостное материальное средство обучения, содержащее в наглядной и лаконичной форме адаптированную научную информацию об изучаемых объектах и явлениях, их строении, свойствах, приемах и способах выполнения различных действий и операций, необходимых при формировании определенных понятий, навыков, умений.
Учебная таблица традиционно отнесена к демонстрационным средствам обучения, однако в последнее время все чаще появляются серии таблиц (особенно справочных) в виде раздаточного материала.
По способам (средствам) отображения информации таблицы обычно различают следующим образом: объектно-композиционные, содержащие изображения (рисунки, фотографии) натуральных объектов и явлений и их сочетания (плакаты); графические (чертежи, графики, диаграммы, схемы и др.), знаковые (символьные), выражаемые знаками, формулами, буквами, словами естественных и искусственных языков, комбинированные, включающие различные средства отображения.
По комплектности учебные таблицы разделяют на единичные и серийные. Последние могут содержать серии таблиц по отдельным темам, разделам, курсу, классам (уровням обучения).
В последнее время в практике обучения различным предметам все чаще используют электрифицированные таблицы (стенды). К ним, в первую очередь, относятся справочные и инструктивные таблицы, особенно по технике безопасности.
В практике профессионального обучения наиболее распространенным видом таблиц – плоскостных наглядных пособий – являются плакаты. Частично (главным образом для обучения по массовым профессиям) плакаты издаются централизованно. Однако зачастую плакаты разрабатываются и изготовляются преподавателями и мастерами или под их руководством непосредственно в учебном заведении.
Требования к плакатам:
- содержание плаката должна соответствовать его тематике, определенной заголовком и, по возможности, быть простым, доступным, наглядным;
- изображения на плакате должны быть достаточно крупными, позволяющими четко их видеть с любого места в учебном кабинете, классе;
- объекты иллюстраций на плакате должны изображаться в их естественных положениях;
- изображения на плакате должны выполняться с соблюдением масштабных соотношений их частей, особенно если это относится к существенным деталям;
- наиболее существенные детали изображений следует выделять окрашиванием. При этом не следует применять слишком яркие и контрастные краски;
- элементы, детали изображений, раскрывающие принцип действия или конструкцию объектов и иллюстраций, рекомендуется выделять более яркими тонами окрашивания, второстепенные – менее яркими;
- надписи на плакатах должны выполняться достаточно крупным, четким шрифтом: не следует перегружать плакат текстом, тем более мелким;
- при компоновке содержания плаката не следует помещать на нем большого (более 3-4) количества изображений;
- в тех случаях, когда мелкие детали изображения имеют существенное значение, их следует сопровождать дополнительными изображениями в увеличенном виде;
- при необходимости помещения на плакате значительного количества изображений, их следует располагать в последовательности изучения.
Экранные и экранно-звуковые средства обучения.
Наиболее распространенным в практике обучения после учебных таблиц являются различные виды экранных и экранно-звуковых средств.
Систему экранных и экранно-звуковых средств обучения разрабатывают традиционно в рамках учебных предметов и межпредметных курсов. Исходные требования на их проектирование определяет прежде всего тематический состав этой группы пособий, обусловленный, с одной стороны, спецификой данного предмета, а с другой, своеобразием природных качеств аудиовизуального пособия, проявляющихся в определенных учебных ситуациях.
Диапозитивы (слайды) – это статичные экранные пособия. Они охватывают широкий круг вопросов в зависимости от своеобразия изучаемого предмета. Изображения на диапозитиве воспринимаются обычно лучше, чем на плакатах, поскольку этому способствует яркое освещение и большие размеры экрана.
Диапозитивы достаточно гибки в использовании, дают возможность изменять последовательность демонстрации кадров и проводить неполный показ серии, так как каждый кадр является информативно целостным. Это дает возможность педагогу использовать серии диапозитивов сообразно своей методике и в различных учебных ситуациях.
Диафильмы. Это также статичные экранные СО. Изобразительный материал этих пособий имеет структуру, предусматривающую определенную последовательность кадров согласно заложенной автором методической цели.
Изменение последовательности кадров в диафильме ведет к нарушению логической структуры его содержания, целостности восприятия информации. Дидактические свойства этого вида пособий реализуются при создании различных вариантов диафильмов: с доминантной иллюстративной, проблемной, инструктивной функцией; путем фрагментарного построения, либо целостно.
Большие затруднения в использовании диафильмов вызывает подчас их большая информативная насыщенность, иногда часто превышающая учебную программу и требующая дополнительного времени на уроке. Этот недостаток частично преодолевается при фрагментарном построении диафильма.
Транспаранты – также статичное экранное пособие. Возможность проецирования транспарантов с помощью графопроектора без затемнения является огромным преимуществом этого вида пособий.
Транспаранты изначально использовались как заменитель классной доски. Поэтому ленточные фолии до сих пор весьма популярны и широко используются в учебном процессе. Преподаватель может, сидя лицом к учащимся, вести необходимые записи, поясняющие его объяснения, которые проецируются на экране. В этом случае он может по ходу объяснения наносить нужные изображения, руководить наблюдением учащихся, привлекать их к решению той или иной познавательной задачи (проводить сравнения, сопоставления, анализ, синтез, дополнять информацию в схемах или таблицах и т.д.).
Одним из вариантов предъявления информации с помощью транспарантов является наложение одного кадра на другой. Это позволяет не сразу, а постепенно передавать учащимся информацию, логическое завершение которой происходит с наложением последнего кадра. Таким образом, транспарантам присуща некоторая динамичность, которая особенно важно при формировании модельных представлений.
Учебное кино еще совсем недавно принято было считать самым наглядным средством обучения. Эта наглядность обусловлена богатыми дидактическими возможностями учебного кино: информативной плотностью, позволяющей сообщить больше информации в более экономной форме, чем словесное изложение; совершить экскурсию в историю науки и техники; показывать объекты, процессы, явления, недоступные для непосредственного наблюдения; ускорить или замедлить процесс, наконец, зафиксировать его; показывать с помощью модельных изображений и мультипликации внутреннюю структуру объектов и явлений; «раскрыть» для наблюдения заводские аппараты и установки, знакомить с новой инструментальной техникой управления, «проникать» в лабораторию ученого, исследователя, давать необходимый инструктаж по выполнению приемов и технике работы, наглядно сравнивать, сопоставлять, обобщать, ставить и разрешать проблемы.
В последние годы учебные кинофильмы не выпускаются. Им на смену пришла учебная видеозапись.
Учебная видеозапись позволяет интегрировать воедино средства отображения информации, ранее присуще отдельным экранно-звуковым средствам: кино, радио, телевидению, диафильмам, диапозитивам.
Видеозаписи представляют учителю и учащимся возможности содержательного отбора материала и фрагментарного их показа с учетом информационно-содержательных, временных параметров, организационных форм и методических приемов обучения. Немалые возможности представляют натурные съемки видеокамерой: региональные объекты, видеорассказы ученых и интересных людей, выполнения трудовых приемов и способов работы высококвалифицированных специалистов; видеоматериалы, полученные в процессе экспериментальных уроков: ответы учащихся, дискуссии, выдеодоклады. Видеозапись, выполненная с телеэкрана в любое удобное для пользователя время, освободила преподавателя от жесткой привязанности к временным, содержательным и методическим параметрам телевидения.
Для воспроизведения экранно-звуковых технических средств обучения необходима проекционная аппаратура: кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизоры. В настоящее время на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения, имеющая более широкий спектр дидактических возможностей. Среди них: компактные эпидиаскопы, проекторы с жидкокристаллическими панелями (ЖК - панели), обеспечивающие высокую разрешающую способность, естественные цвета, быструю смену изображений, а также различная оргтехника (лазерные указки, маркеры, доски, цифровые фотокамеры и др.). Так, например, с помощью ЖК – панели, размещенной на планшете графопроектора, подключенной к компьютеру или видеомагнитофону, можно получить изображение на большом экране. В зависимости от целей демонстрации могут быть использованы разные модели для статического или динамического изображения, цветного или монохромного.
Учебные приборы, установки, инструменты, лабораторные принадлежности для эксперимента и практических работ составляют существенную часть систем учебного оборудования.
Тренажеры составляют особую группу технических средств.
Тренажеры – это техническое средство обучения, позволяющее имитировать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе.
Тренажеры позволяют повысить эффективность формирования у учащихся производственных навыков управления технологическими процессами, определения причин неисправностей в технических объектах, выполнения и отработки сложных движений и т.д. В настоящее время самые разнообразные тренажеры используются при подготовке водителей, операторов энергетических и химино-технологических установок, сварщиков и рабочих многих других профессий.
Тренажеры незаменимы в тех случаях, когда не представляется возможным целостное рассмотрение изучаемого объекта или явления (процесса) в реальных условиях.
По конструкции и назначению применяемые тренажеры можно подразделить на три группы:
1. Тренажеры, моделирующие устройства и функции технических объектов, предназначенные для отработки приемов обслуживания и управления реальными объектами. К ним относятся, например, автомобильные тренажеры, тренажеры, моделирующие технологические установки химического производства, и т.д. Эти тренажеры, в свою очередь, подразделяются на тренажеры, воспроизводящие моделируемые объекты в тех же размерах, что и реальные устройства, и тренажеры, на которых обучение осуществляется путем выполнения упражнений в управлении действующими моделями технических объектов (уменьшенных размеров).
2. Тренажеры, предназначенные для формирования умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью. К ним относятся, например, тренажеры-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования, аппаратуры и предназначенные для обучения поиску неисправностей; тренажеры для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий, поиску причин брака и т.д. При создании таких тренажеров не ставится задача моделирования, копирования устройства и функций технических объектов. Их назначение – обучить учащихся алгоритмам, правилам выполнения определенных умственных действий (например, правилам анализа причин брака) и т.п.
3. Особая разновидность тренажеров – тренировочные устройства, которые предназначены для облегчения формирования какого-либо одного двигательного навыка. Тренировочные устройства не моделируют, как правило, устройство и функции технических объектов. Формирование выделенных навыков осуществляется с применением несложных приборов и приспособлений. Например, тренировочные установки для отработки координации движений рук при отпиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой, координации движений рук при фигурном обтачивании деталей и т.п.
Организуя упражнения на тренажере, важно ознакомить учащихся со специальным визуальным языком, способами кодирования информации: формой, размером, пространственной ориентацией, буквами, цифрами, цветом, яркостью, частотой мельканий, логограммами, знаками изображения, используемыми в дисплеях, различного рода индикаторах, экранах, табло.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33