logo
методичка ГАК

Основные функции работы педагогов с родителями

В практике воспитания сложилось пять функций работы педагогов и классного руководителя с родителями учащихся.

Первая функция – ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого образовательным учреждением, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и орга­низационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом роди­тельском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, зада­чами и программой своей будущей деятельности, с пла­ном воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы.

Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изу­чением какого-либо предмета), со школьными традиция­ми, стилем и тоном отношений в данном учебном заве­дении. На такое собрание могут быть приглашены учителя специальных предметов, представители администрации школы.

В начале учебного года классный руководитель знако­мит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.

Вторая функция работы классного руководителя с родителями – их пси­холого-педагогическое просвещение.

Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого-педагогичес­ких знаний, лучше знающий детей в широкой социаль­ной среде, в общении со сверстниками, берет на себя миссию психолого-педагогического просвещения родите­лей.

Необхо­димо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний – это форма психолого-пе­дагогического просвещения родителей. Он вооружает их необхо­димыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запро­сов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию ро­дителей и учителей в воспитательной работе. Программа универ­ситета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университе­те педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, бе­седы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции – научный ана­лиз воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, пра­вила семейного воспитания.

Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтере­сованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусмат­ривающая расширение, углубление и закрепление знаний о вос­питании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конферен­циями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное уча­стие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание роди­телей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение крат­кой анкеты.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сло­житься во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предпо­лагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой препо­давания, требованиями учителя.

Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интерес­ных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, спо­собствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. При­мерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответ­ственная часть диспута — ведение спора. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.

Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусмат­ривает определение темы, состава участников, распределение ро­лей между ними, предварительное обсуждение возможных пози­ций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицатель­ных) поведения участников игры и путем совместного обсужде­ния выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них са­мих, так и для учителя. Родители получают реальное представле­ние о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необ­ходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной рабо­ты педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями – письменная форма информирова­ния родителей об успехах их детей. Допускается извещение роди­телей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздрав­ление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость об­щения.

Родительское собрание – форма анализа, осмысления на осно­ве данных педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намеча­ются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

• атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;

Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителя­ми – это корректировка воспитания, в семьях отдельных учащихся. Первый аспект ее – оказание психолого-педагогической помо­щи в организации семейного воспитания различных ка­тегорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).

Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помо­щи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, пре­одоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вред­ных привычек (курения, употребления спиртных напит­ков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоци­альных неформальных объединений молодежи, профилак­тика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях: однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со свод­ными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.

И еще это индивидуальная работа с неблагополучны­ми семьями учащихся; аморальными и противоправны­ми; вовлекающим детей в пьянство и преступную дея­тельность; семьями с повышенной конфликтностью; се­мьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный ру­ководитель осуществляют совместно с правоохранитель­ными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и су­дом, с общественными организациями.

Пятая функция – это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общест­венными организациями родителей.

Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными орга­низациями родителей – родительскими комитетами шко­лы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами во­инских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определя­ется статусом и положением (либо уставом) соответству­ющей общественной организации. В компетенцию их мо­жет входить:

– оказание материальной помощи школе, отдельным се­мьям и учащимся (через нахождение спонсоров, материальные отчисления предприятий);

– коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

– связь с административными и правоохранительными органами;

– помощь школе и классам в проведении воспитатель­ной работы с учащимися;

– участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; ока­зание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво отно­сящихся к воспитанию детей и др);

– объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей; союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди­телей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досуговые семейные клубы);

– установление связи с учреждениями культуры и до­полнительного образования.

Успешность (либо неуспешность) пе­дагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется пра­вильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отно­шений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивиду­альная или групповая консультация или встреча с роди­телями по поводу проступка ученика) должны быть по­ложены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо.

Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (груп­пе детей или классу в целом): «что хорошего я могу ска­зать...». И дальше перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или зна­чительного продвижения в учебе, нравственных поступ­ках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителя­ми трудного ученика, недостойного поведения учащих­ся, печального или возмутительного события в классе... Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде все­го взаимное расположение родителей и педагога: психо­терапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или клас­сом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) — с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей — с другой, ибо посте­пенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) так же, как и я, любит моего ребенка, уважитель­но к нему относится, ему (ей) можно доверить мои за­боты и тревоги: вот кто мне может помочь». Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один — проблемы ребенка.

Следующий элемент может быть выражен в словах школьного педагога: «...но меня беспокоит...» И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. При­чем важно выражение недовольства, негодования, воз­мущения и т.д. в форме беспокойства: ведь мы оба любим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере­сованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сто­рон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родите­лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).

Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно имеет место дома и в школе, следствием каких других явле­ний и процессов является. Ведь процесс воспитания — процесс многофакторный. И для его нормального проте­кания необходимо создание гармоничной воспитываю­щей среды — усиление позитивных факторов и устране­ние, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрезвычайно важны союз педагогов и родителей, их вза­имная расположенность и доверительность, полная от­кровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.

4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и родителей мер воспитательного воздействия на ребен­ка, группу или класс в целом. Но не только сиюминут­ного воздействия. Классный руководитель проектирует на основании этого целую систему воспитательных мероп­риятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, эк­скурсий и т.д. При этом хорошо, если са­мое активное участие в делах класса примут родители.

5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности ребенка или класса, совместная инструментовка избран­ных средств, методов и приемов. Это общие договорен­ности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подо­зрением (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо от­ныне дать ему (ей) больше самостоятельности и в школе и дома», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать, чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля», «К вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школе», «Нужно переменить тактику строгости и ули­чений в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контроль» и т.п.

Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, де­лают все более и более продуктивными, постепенно приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника.