logo
методичка ГАК

5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения

Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличает от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Основная опасность алкоголизма для детей – резкое ослабление самоконтроля.

В общем виде последствия алкоголя можно разделить на четыре группы:

Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей

Под наркоманией понимается употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний.

Понятие наркомании с социально-медицинском аспекте охватывает два вида употребления наркотиков: неболезненное, когда наркоман имеет возможность по своему желанию прекратить потребление наркотиков; болезненное, когда наркоман по своей воле прекратить потребление наркотиков уже не состоянии.

Неболезненный прием наркотиков часто сопровождается неприятными ощущениями: головокружением, тошнотой, слабостью, галлюцинациями, бредом. Это удерживает некоторых детей от дальнейшего их приема. У тех же, кто продолжает прием наркотиков, возникает влечение к ним, называемое в науке абстиненцией (наркотическим голодом) и ведущее к тяжелым душевным и физическим страданиям, желанию чаще принимать и увеличивать дозы. Это уже болезнь, которая требует медицинской помощи.

Разновидностью наркомании является токсикомания. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего применения, такие как пары бензина, средства бытовой химии и т.д. опасность токсикомании состоит в том, что дети в результате интоксикации (отравления) организма либо погибают, либо совершают действия, ведущие к их гибели. Но если токсикоман остается жить, то воздействие ядовитых паров на детский организм приводит к необратимым последствиям: инвалидности, умственной неполноценности.

Принято различать токсикоманию, связанную: 1)т со злоупотреблением стимуляторами; 2) систематическим вдыханием летучих ароматических веществ.

Принятие стимуляторов в течении нескольких лет ведет к стойким нарушениям сна, отсутствию аппетита, снижению массы тела; нарастает конфликтность.

Второй вид токсикомании предполагает использование легко доступных и распространенных средств бытовой химии, нитрокрасок, растворителей, средств для выведения пятен, синтетических клеев и др.

Нередко такой способ ингаляции приводит к смертельным исходам в результате тяжелого отравления или удушья.

Однако систематические интоксикации организма впоследствии ведут к тому, что «мультики» начинают носить страшный и угрожающий характер (летающие гробы, скелеты, покойники, чудовища с соответствующими звуками, шумами). Под влиянием этих переживаний подростки пытаются вскрыть себе вены, выпрыгнуть из окна, совершить агрессивные действия.

В социально-педагогическом аспекте наркомания определяется как форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Главная опасность наркомании – в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме.

Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, потому что при этом не учитываются особенности подросткового возраста. У подростков ярко выражена познавательная активность и в тоже время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.

Преступность как форма проявления девиантного поведения детей

Согласно статье 87 Ук РФ, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Несовершеннолетний возраст рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности – исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы – 10 лет.

Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, определенная часть нарушителей (более 20 %) освобождаются от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательного характера: 1) предупреждение;2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;3) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения мер воспитательного воздействия суд может привлечь правонарушителя к уголовной ответственности.

Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т. е. ему не исполнилось 14 лет, но он, тем не менее, нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Виды специальных учебно-воспитательных учреждений для подростков:

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и девочек. Однако могут быть и смешанными. Они могут быть открытого и закрытого типа. Их основная функция – обеспечение медицинской, психологической и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, среднего общего и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Упреждения закрытого типа создается для несовершеннолетних с деликвентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Ук РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Оно может быть только государственным.

Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел. Эти функции выполняют отделы по профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Они оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в комиссию по делам несовершеннолетних. Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлении несоврешеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение. С целью предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних в период ожидания путевок их содержат в центрах временной изоляции до 60 суток.

Если воспитанник находясь в специальном учебном заведении не допускает нарушений дисциплины, выполняет все требования педагогов, то ему предоставляется реабилитационный отпуск от 3 до 6 месяцев. В это время он находится под контролем сотрудников ОППН, которые составляют на него характеристики, на основе корой принимают решение об окончательном освобождении подростка.

В соответствии с Ук РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрастет от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Работники колонии обязаны учитывать возрастные особенности осужденных. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, что служит причиной нарушения поведения. Они весьма восприимчивы к внешним воздействиям. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок.

Несовершеннолетние осужденные обычно не имеют специальности, у них нет стажа работы. Избыток свободного времени ведет к тому, что они приобщаются к алкоголю, наркотикам. Большое количество осужденных (до 53%) воспитывались в неполных семьях, детских домах и школах-интернатах.