logo
Zb_statey_Ostatochny_variant

Креативный подход к определению особенностей поэтического аспекта развития речи детей (по книге к. Чуковского «от двух до пяти»)

Как ребёнок слагает стихи?

Интересное это явление,

Вызывает оно у меня

Умиление и удивление.

Жизнь его — это рифм океан

И нельзя никуда от них деться.

Отвергается смерть и обман…

Золотая пора — это детство.

Тонкий слух плюс фантазия –

Вот так рождаются эти стишата.

Их не сразу, не каждый поймёт

Сочинят уж такое ребята:

Кто не слышит — тот значит глухой,

Это всем, без сомненья, понятно.

А кто слышит? Конечно, «слухой» [1, с. 259].

Так придумали дети занятно.

«Лёжа — сёжа, Кавель — Авель» [1, с. 259-260], –

Вот фантазии полёт.

Никаких не любит правил,

В дружбе с рифмами живёт.

«До свиданья, будь здорова,

Пионерчатое слово» [1, с. 266], –

Так придумать может лишь

Столь находчивый малыш.

«Кунда, мунда, карамунда

Дунда, бунда парамун» [1, с. 269], –

А такое смог придумать

Только истинный шалун.

Мамонт, слышали такое,

Знаем жил, где и когда.

Ну а «папонт» [1, с. 273]? Что такое?

Спросим малышей тогда.

«Плывут уточка с гусём

На раздутых парусём» [1, с. 280], –

Слово парус хоть слыхала,

Только ритма жалко стало.

И у мальчика вот тоже

Ритм сформирован, похоже:

«А мой пап командир

В командирку укатил»[1, c.281].

И таких примеров много

Основной критерий — ритм,

И поэтому ребёнок

Очень складно говорит.

Им игра диктует рифмы.

Без динамики — не жить

Разлетаются, как искры –

Только успевай ловить.

И, в порыве фантазии,

Мысли след не найдёшь,

Появилась оказия:

«Догоняет мышь — кош» [1, с. 281].

«Твоя мама из дворян,

А отец из обезьян» [1 с. 288], –

Не дразнилка, а беда –

Не отстанет никогда.

Маму любят дети,

Лучшую на свете,

Посвящают оды ей

Всех она мудрей, добрей:

«Мама умная была

И меня не посекла

Ай, люли, люли, люли,

Ты меня всегда люби

Я теперь тебя люблю,

Не кап-риз-ни-ча-ю» [1, с. 291].

«В песчаных степях каракумской земли

Три гордых шофёра машину вели» [1, с. 295], –

Слыхали такое, скажите, вы где-то?

Вот так подражают ребята поэтам.

«Сидит мучительный,

Карандашом стучительный» [1, с. 297], –

Вот так определит дитя учителя.

Экзамен наказанием ребёночек считал,

С огромным вдохновением такое написал:

«Экзамен, как камень на сердце упал

И долго-предолго на месте лежал.

И ждёт моя Нинка, когда всё пройдёт,

Когда сдаст экзамен, и камень спадёт».

Возникает перед нами

Вновь задача, да, друзья,

Воспитать детей стихами,

А иначе нет, нельзя,

Чтобы дети понимали

Ямб, хорей и анапест,

В общем, чтобы воспитали

Мы к искусству интерес.

Литература

  1. Чуковский К. Собрание сочинений в 15 т. : — От двух до пяти / К. Чуковский. — М.: Терра — Книжный клуб, 2001. — Т. 2 — 361 с.

  2. Малявко В. С. Концепція виховання творчої особистості / В. С. Малявко // Радянська школа. — 1991. — № 5. — С. 47–51.

  3. Приходченко К. І. Формування інтелекту учнів через розвиток їх творчих здібностей / К. І. Приходченко // Педагогічна скарбниця Донеччини. — 1998. — № 2. — С. 4–5.

  4. Чуковский К. И. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / К. Чуковский. — 2-е изд. испр. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с.

Басиста К. М.,

студентка 15 групи

факультету початкового навчання

ЧНПУ імені Т. Г. Шевченка