4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
Организуя профилактику правонарушений со стороны личного состава совместно со службами собственной безопасности и инспекциями по личному составу органов внутренних дел необходимо учитывать, что она должна включать следующие элементы:
обеспечение профилактического наблюдения во всех коллективах органов, служб и подразделений;1
изучение всего контингента сотрудников, сбор и проверку первичной информации о правонарушениях служебного характера, а также на службе и в быту;
инициативное осуществление оперативными подразделениями поисковых мероприятий в целях обнаружения признаков планирования и подготовки преступлений и служебных проступков сотрудниками;
оперативное документирование противоправных действий и обстоятельств их совершения сотрудниками, находящимися под профилактическим наблюдением и подлежащих обеспечению таким наблюдением, обеспечение их полных и подробных учетов;
планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий в отношении лиц, стоящих на профилактических учетах, принятие мер к нейтрализации (устранению) факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников;
реализация имеющихся оперативных материалов путем привлечения к юридической ответственности лиц, склонение которых к добровольному отказу от совершения преступления, служебного проступка оказалось безуспешным;
контроль с помощью оперативных возможностей подразделений криминальной милиции, замеров практическими психологами состояния социально-психологического климата в служебных коллективах, изучения общественного мнения, степени эффективности принимаемых мер профилактического воздействия.
Мерами общей профилактики, в целом воздействующими на разнообразные причины и условия совершения правонарушений в коллективах служб и подразделений являются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и уставного порядка, охраны и защиты прав и свобод граждан, безусловная личная примерность руководителей всех степеней, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления подразделениями органов внутренних дел, оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников.
Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков.
Общепрофилактические воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушающего поведения сотрудников. Меры индивидуального профилактического воздействия осуществляются в отношении каждого отдельного сотрудника и имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны персонала, носят как открытый, так и негласный характер. Квалифицированные конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг и мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него.
Индивидуальная профилактика включает в себя три направления деятельности:
раннюю профилактику — в отношении лиц, не обладающих твердыми позитивными нравственно-правовыми убеждениями и навыками законопослушного поведения, установками на постоянное и строгое соблюдение уставного порядка, требований должностных инструкций;
непосредственную профилактику в отношении лиц, на которых имеется оперативная или официальная информация о совершении актов коррупции, нарушениях прав и свобод человека, иных должностных проступков, недостойного поведения на досуге или в быту;
последующее профилактическое воздействие на лиц, подвергнутых дисциплинарной ответственности за допущенные служебные проступки, правонарушения и недостойное поведение в досуговой и бытовой сфере.
При осуществлении воспитательно-профилактической работы в круг ее объектов в первую очередь целесообразно включать сотрудников, обладающих повышенной вероятностью последующего деструктивного поведения. Представляется, что данный контингент состоит из подлежащих постановке на оперативно-профилактические учеты:
злостных нарушителей служебной дисциплины;
лиц, характеризуемых аддиктивной зависимостью и в результате допускающих злоупотребления спиртными напитками, употребляющих наркотические средства и токсические вещества, увлекающихся азартными играми;
лиц, обладающих повышенными негативизмом и конфликтогенностью в быту и на службе, склонных к агрессии и аутоагрессии;
сотрудников, получающих незаконное вознаграждение в связи с осуществлением должностных полномочий и использованием служебного влияния;
лиц, не принимающих мер по привлечению правонарушителей к уголовной, административной ответственности, а также не докладывающих руководителям о фактах выявленных или ставших им известными правонарушений;
сотрудников, явно живущих не по средствам, поддерживающих неслужебные контакты с представителями криминальной среды и теневой экономики и использующих их коррупциогенные услуги;
лиц, систематически получающих кредиты, имеющих значительные долги без легальной возможности их погашения;
сотрудники, поддерживающие неформальные отношения с бывшими сослуживцами, уволенными по компрометирующим основаниям.
В процессе осуществления индивидуального профилактического воздействия:
организуются мероприятия по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению преступлений;
проводится плановое непрерывное профилактическое воздействие на лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах;
принимаются меры к прекращению общения профилактируемого лица с источниками аморального, криминогенного и иного деструктивного воздействия на него;
устанавливаются и реализуются дополнительные требования и ограничения поведения профилактируемых лиц, осуществляется дисциплинарная и морально-психологическая корректировка их поведения;
организуется специальное наставничество индивидуально-профилактического характера;
разобщаются неформальные группы сотрудников, в которых доминируют антиобщественные взгляды, правовой негативизм и нигилизм, пренебрежительное отношение к служебному долгу и уставному порядку;
в служебных коллективах оказывается моральная, психологическая, организационная и материальная поддержка сотрудникам, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях.
К лицам, нарушающим свой служебный долг, следует применять:
предупреждение в устной или письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательных актов, служебного долга, Присяги, Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
письменное предписание о необходимости определенным образом повысить свой общекультурный или (и) профессиональный уровень;
официальное предостережение в письменной форме с требованием конкретным образом изменить свое поведение (не посещать игровые залы, рестораны, бары, дискотеки; ограничить употребление спиртных напитков, пройти курс лечения от наркомании, токсикомании, алкоголизма; осуществлять материальную поддержку семьи; прекратить общение с представителями криминальной среды и теневой экономики, с другими лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, заняться учебой, социально-позитивными увлечениями, ничем не компрометировать звание сотрудника органов внутренних дел).
В случае безуспешности воспитательно-профилактического воздействия должно составляться заключение о нецелесообразности продления контракта о службе с данным сотрудником, а при наличии в его действиях доказанного факта грубого нарушения дисциплины или законности — решать вопрос об увольнении со службы.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий