3. Учебно-производственные средства обучения
Учебно-производственные средства являются основой учебно-материальной базы производственного обучения, включающей учебно-производственные мастерские, их оборудование, вспомогательные службы.
Учебные (учебно-производственные) мастерские являются структурными подразделениями профессионального учебного заведения, предназначенными для производственного обучения учащихся по соответствующим профессиям и осуществляющим производственную деятельность на началах хозрасчета.
В учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных навыков и умений учащихся в процессе изготовления продукции, выполнения производственных заказов, заданий по обслуживанию населения при непременном соответствии этих работ, заказов и заданий требованиям программ производственного обучения. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации рабочего места; знакомятся с механизмами, инструментами, приспособлениями, необходимыми для выполнения работ; овладевают начальными навыками и умениями выполнения трудовых приемов, операций, способами выполнения работ комплексного характера; приучаются к производственной культуре, рациональному использованию учебного времени, соблюдению требований безопасности труда, производственной и технологической дисциплины.
Эффективность производственного обучения учащихся в учебных мастерских зависит от создания в них комфортной учебно-производственной среды, включающей компоненты-условия;
материально-технические: достаточная площадь; наличие, размещение и исправное состояние оборудования, инструментов, оснастки; нормальное обеспечение сырьем и материалами; качественное и своевременное техническое обслуживание оборудования; соответствие требованиям безопасности труда и пожарной безопасности;
санитарно-гигиенические: нормальное естественное и искусственное освещение; соответствие помещения учебной мастерской, его состояния и содержания санитарно-гигиеническим требованиям; оптимальный температурный режим, воздухообмен и вентиляция; минимально допустимый уровень запыленность, загазованности, шума; оснащенность санитарно-гигиеническими устройствами и средствами для оказания первой медицинской помощи;
эстетические: цветовая гамма окраски помещения и оборудования в соответствии с требованиями дизайна; озеленение; стиль и содержание оформления;
технико-педагогические: взаимосвязь учебных мастерских при выполнении учебно-производственных работ (заказов); поддержание оптимального трудового режима учащихся; обеспечение каждого учащегося нормально оснащенным индивидуальным рабочим местом; обеспечение условий для бригадной организации учебно-производственного труда учащихся; соответствие требованиям научной организации труда – НОТ.
Производственное обучение в учебных мастерских учащиеся проходят на специально организованных рабочих местах.
Требования к рабочему месту учащегося:
техническая исправность оборудования, наличие ограждений, заземлений, самовыключателей, защиты устройств, предохранителей и других средств безопасности работы учащихся;
достаточная освещенность рабочей зоны; обеспечение условий для наименее утомительной рабочей позы; обеспечение условий для наименее утомительной рабочей позы учащегося и наиболее экономных движений; оснащение в случае необходимости устройствами для работы сидя;
оснащение в случае необходимости аварийной сигнализации или устройствами для дистанционной связи с мастером производственного обучения;
В учебной мастерской оборудуется рабочее место мастера производственного обучения, рациональная организация и оснащение которого необходимыми средствами обучения во многом определяют качества его педагогической деятельности. Рабочее место мастера должно обеспечивать удобство, скорость и эффективность выполнения его функций по управлению учебно-производственным процессом; быть образцом научной организации, оснащения, оформления и содержания; обеспечивать нормальные условия для проведения коллективного инструктирования учащихся.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33