logo search
брунов б

6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе

В современной психологии в качестве основных социальных видов деятельности рассматриваются игра, труд, познание. Именно они обеспечивают социализацию личности в обществе.

Содержание деятельности детского коллектива отражает его ценности. Сочетание игровых, трудовых и познавательных дел – необходимое условие полнокровной жизни коллектива. Если учебные предметы в их урочных и внеурочных формах ориентированы на познавательные цели, то сочетание игры и труда может происходить только за пределами школьной программы.

Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Здесь педагогу представляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся. Естественно, что все дети хотят участвовать в коллективной игровой деятельности. Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физических возможностей оказывают влияние на их активность в игре, успешность участия в ней. педагог должен увидеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу.

Сходство труда и игры:

  1. в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра;

  2. игра доставляет ребенку радость, это будет или радость победы или радость творчества – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство;

  3. в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной. Сочетание труда, познание и игры может помочь повышению воспитательной эффективности детского коллектива. Труд должен быть стержнем самоуправления, а игра – способом его организации.

Познавательная деятельность, организованная старшими подростками с младшими, создает особый климат дружбы старших и младших школьников, что и обеспечивает передачу коллективных традиций.

Само участие педагога в игре должно быть обязательным – не только потому, что участие опытного взрослого гарантирует успех дела, но и потому, что для младших школьников, в силу их возрастной ориентации на учителя, деятельность, в которой участвует педагог, приобретает особую эмоциональную значимость, повышается ее воспитывающий потенциал.

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников можно легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием, своим положительным отношением к деятельности каждого ребенка. Если учащиеся начиная с младших классов получили представление о радости содержательного коллективного взаимодействия, у них в подростковом возрасте усиливается потребность в деятельности нравственно-интеллектуальной направленности.

Формы коллективных познавательных игр самые разнообразные. Важно, чтобы игра отвечала следующим требованиям: содействовала сплочению коллектива, имела познавательное значение, активизировала деятельность подростков, обеспечивала мыслительную активность участников игры, создавала условия для детского творчества.

Воспитательный эффект игры зависит не столько от ее формы и даже не от содержания, сколько от того, насколько “деятелями” чувствуют себя в этой игре ее участники, как складываются взаимоотношения между педагогами и школьниками в период подготовки, проведения и после игру.

Деятельность должна быть привлекательной для подростков, давать возможность проявления находчивости, остроумия, ценимых в этом возрасте.