3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
Методологической основой профессиональной психологии является концепция профессионального становления личности. Суть ее заключается в том, что, выбирая, например, профессию, осваивая ее в вузе, личность изменяется: обогащается направленность, формируются опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества.
Профессиональное становление, пол мнению психологов, сопровождается:
а) кризисами;
б) конфликтами;
в) деструктивными изменениями.
Темп и траектория этого процесса во многом определяются собственной активностью человека, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.
Профессиональное становление педагога – это большая часть его деятельности, которая охватывает период с начала формирования профессиональных навыков до завершения профессионального пути.
Э. Ф. Зеер выделяет в этом многомерном процессе следующие стадии:
а) оптация – выбор профессии;
б) профессиональное обучение и подготовка;
в) профадаптация;
г) профессионализм и мастерство.
То есть в процессе профессионального становления преподавателя или мастера производственного обучения происходят два процесса, связанных с формированием личности педагога. С одной стороны, это те личностные изменения, которые определяются спецификой профессионально-педагогической деятельности, а с другой стороны – внешние, влияющие на индивидуальность педагога.
Процесс профессионального становления личности обычно начинается с решения выпускника общеобразовательной школы или профессионального училища поступить в профессионально-педагогический вуз. После этого идет этап профессионального обучения, затем адаптация к практической работе в системе начального профессионального образования.
В высшей профессионально-педагогической школе происходит становление личности будущего педагога профессионального обучения в процессе учебной деятельности за счет удовлетворения познавательных потребностей. Дальнейшее развитие личности педагога профессионального обучения происходит в процессе самостоятельной практической деятельности после окончания высшей школы.
Факторы и движущие силы становления будущего педагога:
- окружающая студента обстановка;
- характер организации образовательного процесса в вузе;
- наличие структур, влияющих на воспитание личности будущего специалиста;
- состояние российского общества, уровень его развития.
Основным психологическим результатом обучения является осознание себя как будущего профессионала, своих психических свойств и личностных качеств.
Способов овладения педагогической профессией несколько.
Первый – развитие себя как педагога в процессе ведущей деятельности – профессионально-познавательной:
- в ходе учебных занятий;
- в периоды педагогической и технологической практик;
- при участии в работе студенческого научного общества.
Второй – профессиональное самообразование и самовоспитание.
Третий – участие в работе клубов педагогической поддержки, педагогической культуры и т.п. Особую роль играет научная организация умственного труда, культура учебной деятельности, умение рационально расходовать время. Профессиональная подготовка во многом определяет успешность прохождения студентом последующего этапа профессионального становления – социально-профессиональной адаптации.
Социально-профессиональная адаптация учителя – это начальный период его профессиональной деятельности. Впервые этот период проходят студенты во время педагогической практики. Это важный этап профессионального становления педагога, во многом определяющий особенности его дальнейшей профессиональной деятельности.
Социально-профессиональная адаптация учителя – это процесс достижения оптимально сбалансированного соотношения между профессиональными притязаниями педагога и требованиями профессиональной деятельности и педагогического коллектива по отношению к нему. В ходе этого процесса профессиональная среда (образовательный процесс, педагогический коллектив, учащиеся, родители, администрация учебного заведения) воздействуют на личность педагога, а он, в свою очередь, избирательно воспринимает и перерабатывает эти воздействия в соответствии со своими личностными особенностями и оказывает влияние на имеющиеся условия профессиональной среды, не только репродуктивно используя приобретенный опыт, но и привнося элементы творчества и индивидуального своеобразия в педагогический процесс.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33