28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
Понятие предела – одно из важнейших понятий курса математического анализа. Однако исторически теория пределов сформировалась позднее в 19 в, чем дифференциальное и интегральное исчисление (17в).
Определение предела чрезвычайно сложно, поэтому в общеобразовательной школе можно обойтись без строгой его формулировки. Но не зависимо от того, на каком уровне вводиться понятие надо соблюдать следующее:
- Проводить мотивацию изучения, например, с помощью примеров из физики, используя генетический подход, внутренние потребности самой математики.
- Везде где это возможно вводить определение, сформулировать свойства и т.д., исходя из геометрически наглядных соображений, использовать графики функции.
Тема начинается с изучения понятия предела числовой последовательности.
Мотивацией могут служить внутренние потребности математики, так как ранее учащиеся уже сталкивались с термином предел, предельный переход. Поэтому настало время дать четкое определение этому понятию.
Актуализация должна включать следующие упражнения:
1). повторение формул нахождения расстояния между 2 точкам на числовой прямой
х1(х1) х2(х2)
d(x1, x2) = |x1-x2|
2) показать на числовой оси множество точек удовлетворяющие равенству
а) |x-a|=b
б) |x-a|<b
где a и b – фиксированные числа.
3). Решить неравенство |x – a| < b (b > 0)
-b < x-a < b
-b+a < x < b+a - запись окружности вокруг точки а радиуса b
Далее на основе решения последних упражнений вводится понятие окружности числа (точки). Окрестность т.а радиуса b.
Затем рассматривается последовательность:
аn=(2n-1)/n
- Выпишем несколько первых членов последовательности
a1=…=1
а2=…=3/2
a3=…=5/3 ….
- Изобразите полученные числа на числовой прямой (рисуем)
- Можно ли указать сотый (тысячный) член этой последовательности, a1000 ? (да)
a100 =1,99
a1000=1,999
- можно ли их изобразить на числовой прямой? (Можно, изображаем)
- существует ли число, к которому приближаются все члены последовательности с возрастанием номера? (да к 2)
- итак, при возрастании номера n члены последовательности приближаются к числу 2. Значит, расстояние между числами и числом 2 уменьшается. Найдем, например, d(a50,2)
аналогично d(a100,2)
- Можно ли решить обратную задачу, т.е. найти такой член последовательности (его номер n0), что d(an0, 2) < 1/200
|a0 – 2| < 1/200
,
,
,
.
т.о. n0 =201, 202 ,…
- Можно ли для данного расстояния найти номер? В этом случае говорят, что члены последовательности с номерами больше, чем 200 будут находиться, в окружности числа 2 с радиусом 1/200.
Это записывается
,
.
.
- Т.о. в этой окружности содержится бесконечное, число членов последовательности, а вне этой окружности – конечное множество членов, т.е. какое бы малое положительное число ε мы не задали, обязательно найдется такое число N(номер), что все члены последовательности с номерами больше, чем N будут находиться в заданной окружности числа 2 с радиусом ε. В этом случае говорят, что число 2 является пределом последовательности an.
Далее рассматривается еще одна аналогичная последовательность, например:
Выполняется аналогичная работа с этой последовательностью. Фактически еще раз проговаривается определение, которое далее формулируется в двух видах.
Число А называется пределом числовой последовательности xn при n→∞, если | |
какую бы окружность числа не взяли, то все члены последовательности, начиная с некоторого номера, попадают в эту окружность.
| для любого сколь угодно малого ε>0 найдет такой номер N, что для всех n>N выполняется неравенство | xn - A|<ε |
на языке окрестностей | на языке ε-N: |
Выполняется упражнение на осознание и осмысление определения при рассмотрении конкретных числовых последовательностей. К уроку, на котором будет изучаться определение предела функций в точке, учащимся надо предложить выполнить следующее задание:
1) доказать, что lim(n-1)/3n=1/3 и т.д.
2) построить графики функций
а)y=2x+1
b)y=(2x2-x-1)/(x+1), получим y=2x+1, x≠1
в) у=система: (2x2-x-1)/(x+1) при х≠1
2, при х=1
г) у=система: 2x+1, при x<1
2-x, при x 1
На уроке вспоминается определение предела числовой последовательности и что означает неравенство |Хn - A| < ε
- имеется ε-окружность точки А
- А-ε < Хn < A+ε
- расстояние между точками Xn и А меньше ε
Мотивация.
Рассматривается пример из физики:
- Если масса груза m увеличивается незначительно, то длина нити l мало изменяется. Но если масса груза близка к некоторой критической предельной массе m* (пределу прочности нити), то происходит обрыв нити.
Изобразим это графически:
Т акие процессы в физике встречаются довольно часто, поэтому перед нами стоит математическая задача:
Найти математический аппарат (модель) с помощью которого можно описать эти процессы.
Разрыв графика связан с пределом функции в точке. Рассмотрим график новой функции y = 2x+1 из д/з (строим)
- С какой бы стороны (лево, право) мы по оси Ох не двигались при х →1, f(x)→3.
Рассмотрим существуют ли такие значения х при которых
|2x + 1 – 3| < 0,1; |2x – 2| < 0,1; 2 – 0,1 < 2x < 2 + 0,1; 1,9 < 2x < 2,1
0,95 < x < 1, 05 – получилась окружность числа 1 по оси Ох.
Аналогично решаются неравенства: |f(x) – 3| < 0,001, |f(x) – 3| < 0,0001
Т.е. при рассмотрение любой ε-окрестности числа 3 по оси Оу обязательно найдутся такие числа х из окрестности числа 1 по оси Ох, что будет выполнятся неравенство |f(x) – 3| < ε. (Иллюстрируют на рисунке).
В этом случае говорят, что существует предел функции в точке
Аналогично показывается по графику другой функции.
y=(2x2-x-1)/(x+1), получим y=2x+1, x≠1 (рисуем, (1, 3) – выколота).
Рассуждая аналогично, получаем
у=система: (2x2-x-1)/(x+1) при х≠1
2, при х=1
(рисуем, (2, 3) – выколота). Аналогично рассуждая полчим тот же вывод.
у=система: 2x+1, при x<1
2-x, при x 1
(рисуем, (1, 3) – выколота).
- Пусть х →1. Можно ли указать значение к которому стремится у? (Нет, нельзя, т.к. зависит от того, с какой стороны двигаемся по оси Ох).
В этом случае говорят, что не существует предела функции в точке. Анализируя примеры формулируем определение.
На языке ε-окресностей :
Число b называется пределом функции у = f(x) при x→a , если любая ε-окрестности точки b найдется такая δ-окрестности точки а, что для всех х из этой окрестности, кроме быть может самой точки а, значения функции f(x) лежит в ε-окрестности точки b .
На языке ε-δ:
Число b называется пределом функции у = f(x) при x→a, если для любой ε>0, существует δ>0 ,что при всех х ≠ а, удовлетворяющих неравенству |x-a| < δ выполняется неравенство |f(x) - b|<ε.
- Из приведённых определений следует, что для существования предела функции в точке, надо чтобы функция была определена во всех точках некоторой окружности данной точки, кроме быть может самой заданной точки.
Для осознания и осмысления решаются задачи:
1) вставить пропущенные слова в определении
2) указать предел функции в точке
3) доказать, что функция не имеет предела в заданной точке (методом от противного).
Далее по имеющимся графикам функций отвечаем на вопросы:
1) определена ли функция в точке х=1. Если да, то найти f(1)
2) существует ли предел при х→1, f(х). Если да, то указать его.
3)выполняется ли равенство lim f(x)=f(1) при x→1
Следовательно только для функции y=2x+1 все ответы на данные вопросы положительные. И только ее график можно построить, не отрывая мел от доски. такая функции называется непрерывной, остальные разрывные.
Опр. Функция y=f(x) называется непрерывной в некоторой точке а, если lim f(x) = f(a) при x→a
Функция называется непрерывной на промежутке, если непрерывна в каждой точке промежутка.
В учебнике Ш.А.Алимова и др. данное подробно не рассматривается, поэтому учитель сам решает в зависимости от уровня класса, на сколько углубляется в изучение данной темы.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов