logo search
методичка ГАК

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое средства обучения? Какое место они занимают в структуре педагогического процесса?

2. Какие средства обучения относятся к группе натуральных объектов?

3. Какие функции призваны выполнять средства обучения?

4. Какие средства можно назвать техническими средствами обучения?

5. Что относится к учебно-производственным средствам обучения?

6. Какие требования предъявляются к учебным мастерским?

7. Как правильно организовать рабочее место учащегося в учебной мастерской?

Рекомендуемая литература

1. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. – М.. 1988.

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. – М.. 1986.

3. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2006.

4. Профессиональная педагогика/Под ред. С. Я. Батышева. – М., 1997.

Тема лекции:

«Педагогические технологии в профессиональной деятельности учителя»

1. Понятие «педагогические технологии».

2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса.

3. Технология осуществления педагогического процесса в системе НПО.

4. Технология решения педагогических задач.

1. Понятие «педагогические технологии»

Под педагогической технологией понимается совокупность научно обоснованных способов организации педагогической деятельности (в том числе способов и приемов воздействия педагога на себя и на воспитанников), осуществление которых приводит к оптимальному решению поставленных задач.

Основными характеристиками педагогической технологии являются: соединенность в деятельности педагога целеполагающей, конструкторской, организаторской и исполнительской функций; высокая степень ее вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, ситуации взаимодействия, особенностей отдельных учащихся и коллектива в целом, содержания и характера деятельности и т.д.

Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения и воспитания с помощью компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и причин поведения.

Задачами педагогической технологии являются:

- достижение достаточной глубины и прочности знаний;

- закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;

- отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

- развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать учебную и самообразовательную деятельности;

- научение действиям с технологическим инструментарием;

- воспитание привычки соблюдения технологической дисциплины.

Анализ категории «педагогическая технология» показывает, что в ее структуре выделяются (или подразумеваются) две части: технология обучения и технология воспитания.

Важнейшими признаками педагогических технологий являются:

- разработка технологии под конкретный педагогический замысел;

- построение технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на основе диалога, принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей;

- возможность воспроизведения элементов педагогической технологии любым учителем и гарантии достижения планируемых результатов всеми навыками;

- наличие обязательных диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерений результатов деятельности.

Перечисленные признаки позволяют говорить о педагогической технологии целостного учебно-воспитательного процесса, как «совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и постановку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств».

Все эти составляющее реализуются в процессе, ориентированном на отдельный педагогический результат. Достигается он с помощью структуры компонентов, которые располагаются в определенной иерархии. Макструктуру составляют процессы организации детского коллектива, система оптимального самоуправления и т.д. Микроструктуру образуют организаторские формы уроков, воспитательной работы.

С ними тесно связаны системные технологические образования разных форм (например лекция – урок – практическое занятие – экскурсия). Реализуются эти образования с помощью технологических – способов частного решения конкретной учебно-воспитательной задачи. Формой выражения ее могут быть опорные сигналы, конспекты, игра, драматизация и др. Дополняются технологические приемы технологическими звеньями (цель, диагностика, методы). Последовательность перечисленных составляющих образует технологическую цепочку, обеспечивающую закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных навыков, социально ценных привычек и форм поведения. Важными элементами структуры педагогической технологии являются технологизированные формы учета результатов работы, стимулирующие творческую активность детей, выявляющие их индивидуальные склонности и способности (например, программированный контроль или экран успеваемости В.Ф. Шаталова), а также технологические средства (компьютер, приборы, аппараты), включенные в педагогическую технологию в качестве отдельных звеньев или самостоятельной технологической цепочки.

Основные критерии педагогической технологии являются:

- наличие четкой цели;

- представление содержания в виде системы познавательных или воспитательных задач;

- наличие достаточно четкой логики, последовательности действий, операций;

- указание способов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;

- мотивационное обеспечение деятельности;

- определение границ регламентированной деятельности и творчества участников учебно-воспитательного процесса;

- наличие средств и способов получения информации (информационное обеспечение).

Педагогическая деятельность специфична. В ней нет четкого предметного поля деятельности. У педагога нет однозначных функций: он и учитель, и воспитатель, и классный руководитель, и организатор досуга и т.д. Операционная сторона педагогического труда не может быть отделена от субъективной: личность учителя накладывает отпечаток на любую технологию, ведущими характеристиками труда учителя считаются индивидуальность, импровизационность. Кроме того, отсроченность результата (особенного это касается области воспитания) не позволяет с высокой точностью его прогнозировать. Этой спецификой определяются особенности педагогической технологии и технологических процессов:

1) Отдельные технологические цепочки имеют различный воспитательный потенциал: одни из них по своей структуре и способам реализации призваны развивать внимание, исполнительность, умение действовать по образцу при жестко заданной последовательности основных элементов программы (алгоритм решения определенного типа задач); другие выполняют функцию опоры для активной самостоятельной мыслительной деятельности.

2) Различный учебный материал обладает разной «технологичностью»: одни легко кодируется и при воспроизведении не деформируется, не искажается, осознается во всей полноте и целостности (математические формулы, способы решения задач); другой, будучи закодированным, утрачивает часть своих воспитательных возможностей (философская, художественная, историческая информация).

3) Педагогическая технология непосредственно связана с психологией: технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности только при опоре на психологическое обоснование.

4) Воспитательные воздействия не могут осуществляться в виде мелких (как в программированном обучении) или последовательного формирования отдельных качеств. Технология воспитания – процесс комплексного воздействия на личность.

5) Любая педагогическая технология, ее разработка и применение требований высочайшей творческой активности педагога и учащихся.

6) Педагогическая технология (даже самая современная) не обеспечивает одинаково высокого уровня обученности и воспитанности всех школьников. На результат оказывают влияние многие факторы: уровень педагогического мастерства учителя, интеллектуальный и эмоциональный фон класса, материальная база школы и т.д.

Следовательно, педагогическая технология – не механический, раз и навсегда заданный процесс с неизменным выходом, а организационно-составная структура, определяющая направление взаимодействий педагога и детей при бесконечном разнообразии подходов и отношений.

Педагогическая технология подчиняется определенным принципам.

1) Принцип природосообразности означает такое построение учебно-познавательного процесса, которое в наибольшей степени соответствует естественным механизмам усвоения социального опыта учащимися и обеспечивает развитие их интеллектуальных сил.

2) Принцип интенсивности означает, что скорость усвоения способов деятельности связана с заданными ее показателями.

3) Принцип педагогической ориентированности на отношение требует организовывать педагогическое воздействие в логике будущих (формирующихся) отношений воспитанника и с учетом их специфики.

4) Принцип учета уровня развития (обученности, воспитанности) ребенка и соответствия организуемого воздействия этому уровню.

5) Принцип меры – диктует оптимальное соотношение разнообразных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); игровых и неигровых, традиционных и оригинальных форм учебной и воспитательной работы, предметного и воспитательного результатов, разума и эмоций в организуемой педагогами жизнедеятельности детей.

6) Принцип динамичности педагогической позиции означает, что находясь в постоянно меняющихся субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях с учениками педагог должен уметь естественно и органично менять собственную позицию в соответствии с текущей педагогической задачей.

7) Принцип компенсаторности подчеркивает необходимость для педагога наряду с постижением содержания и различных сторон педагогической технологии уделять особое внимание самоизучению и развитию собственной индивидуальности, поскольку именно уникальность, неординарность, нестандартность личности учителя позволяют ему (хотя бы отчасти) компенсировать недостаточное развитие отдельных профессиональных умений.

8) Принцип оригинальности и новизны педагогических воздействий означает необходимость учета особенностей детского восприятия.

9) Принцип профессиональных аналогий и заимствований с одной стороны, демонстрирует тесную взаимосвязь педагогической технологии с другими видами человековедческой деятельности (социальной психологией, риторикой, суггестией, психотерапией, эстетикой, театральным искусством и т.д.), а с другой, требует обязательной педагогической интерпретации всех профессиональных заимствований для превращения их в собственно педагогические средства.