logo search
методичка ГАК

Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся

Убеждение – метод педагогического воздействия, при котором воспитатель обращается к сознанию, чувствам и опыту детей с целью формирования у воспитуемых сознательного отношения к действительности, содержанию и нормам поведения людей.

Убеждение – прежде всего воздействие на сознание человека, на его понимание себя и внешнего мира с тем, чтобы это понимание привести в соответствие с требованиями научного знания, требованиями морали.

Но убеждение воздействует не только на разум, но и на чувства человека.

Таким образом, убеждение – это такое воздействие одного человека на другого или коллектив, которое, затрагивая рациональное и эмоциональное в их единстве, формирует новые взгляды, отношения, соответствующие требованиям общества, выраженным в принципах и нормах нравственности, или изменяет неправильные.

Требования к убеждению

Для того, чтобы убеждение как метод воздействия было бы максимально доказательным, оно должно отвечать следующим требованиям:

- содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню возрастного развития личности, понятны и доступны учащимся;

- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей школьников;

- при все условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;

- убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;

- убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1. Сила самого воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего.

2. Учет особенностей психического склада того лица, на которое воздействуют (потребности, интересы, установки, вкусы, особенности мышления).

3. Учет интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений.

Чтобы аргументация была надежной и убедительной, необходимо соблюдать три простейших правила:

1. Аргументы должны быть истинными, ибо ложными аргументами можно опорочить доказываемый истинный тезис.

2. Истинность аргументов должна быть очевидной.

3. Количество аргументов должно быть достаточным для доказательства тезиса.