4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
Будем исходить из того, что рабочий человек всегда был и остается конечным звеном в цепи производственных связей. Из его рук выходит конечный материальный продукт, который затем востребуется, принимается и потребляется на всех уровнях. И от того, каково качество этого продукту, в какой мере в нем реализован замысел авторов, зависит авторитет данного конкретного предприятия, престиж отрасли, их место и роль в отечественном и мировом производстве. Именно поэтому так важно формировать культуру молодого рабочего уже в средней профессиональной школе.
Под культурой понимается определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного творчества, человеческом общении, а также в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития.
Культурный потенциал личности модно представить себе в виде сочетания ряда элементов. Это своеобразные «срезы» культуры – физический, умственный, нравственный, эстетический, психологический, профессионально-трудовой.
Рассмотрим последовательно каждый из элементов культуры личности молодого рабочего.
Физическая культура. Прежде всего, имеется в виду физическая выносливость вступающего в профессиональную деятельность рабочего человека. Это и умение переносить физическую нагрузку, не допуская перегрузок всякого рода, и навык укреплять свои скоростные, силовые качества.
Умственная культура. В конечном счете, речь идет об определенной манере мыслить, логически включать свои умственные способности в профессиональную деятельность.
Нравственная культура. Это определенный уровень отношения молодых рабочих к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающийся в объеме их знаний, интересе к ним и их выборе как мотива своего поведения. Здесь честь и совесть, добро и коллективизм, любовь и дружба, достоинство.
Эстетическая культура – определенный уровень развитости вкуса молодого рабочего, сочетающего в себе диапазон чувств, объем знаний и осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. В качестве базовых ориентиров здесь красота и безобразие, величие и низменность, драматизм и трагизм, изящество и элегантность, множество вариантов комического, И вопрос в том, что и в каком виде вызывает эмоциональную реакцию молодого человека, что руководит его действиями и каковы эти действия.
Правовая культура молодого рабочего предполагает определенный уровень знаний и правовых норм, регулирующих действие, бездействие, деяние, различного рода отклонения, нарушения, противоправное поведение и соответствующее наказание. Здесь и отношение молодых людей к лицам, их совершающим, и к своему собственному поведению, имеющему правовой смысл.
Экономическая культура предполагает определенную адаптивность молодого рабочего к экономическим условиям его жизни в обществе, в семье, в трудовом коллективе. Природа такой адаптивности определяется не только и не столько его материальными притязаниями, сколько личностно сориентированным отношением к деньгам и стоящими за ними ценностями, трудовыми затратами, контролем и самоконтролем.
Конфессиональная культура – это определенный уровень включенности молодых рабочих в систему тех или иных религиозных ценностей, традиций, приоритетов, обрядов. Это предполагает выбор осознанной линии поведения, хотя нередки при этом и чисто стихийные порывы.
Политическая культура молодого рабочего есть выражение его жизненной позиции в отношении к власти и ее органам, политическим персонам, к их действиям. Это может быть осознанная или неосознанная позиция. Она может вытекать из личных симпатий или антипатий, быть более или менее аргументированной, а то и чисто импульсивной. Но в любом случае в качестве опоры выделяются знания политического порядка, соответствующие действия и их мотивы.
Психологическая культура. Как правило, включение человека, особенно молодого человека, в любую жизненную ситуацию происходит в зависимости от темперамента, одаренности, тех или иных признаков характера. Исходя из этого он делает и свой не только ситуационный, но и жизненный выбор.
Профессионально-трудовая культура. Каждый молодой рабочий должен обладать ею, включаясь более или менее осознанно в систему профессиональных связей, отношений, взаимодействий. При этом он овладевает определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями, фактами той деятельности, которую избрал для себя как профессиональную. Здесь и знание о производственном сырье, о технике, технологиях, измерительных приборах, аппаратах, инструментах, о конечном продукте профессионально-трудовой деятельности. Здесь и эмоциональное отношение к ней, и выбор линии поведения в трудовой сфере, да и само профессиональной действие. Уровень гармонии всех этих качеств определяет профессиональный статус молодого рабочего, он есть выражение его профессионально-трудовой культуры.
Все названные элементы культуры личности молодого рабочего находятся в тесном и органичном сочетании.
С набором культурологических качеств человек не рождается, есть только большая или меньшая генетическая предрасположенность к их развитию. Поэтому формирование культуры молодого рабочего становится одной из генеральных целей профессиональной школы.
Работа по формированию культуры учащихся осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во вне учебное время. Исключений здесь быть не должно, ибо интеграция как сущностный признак культуры предполагает целостность, органичность взаимосвязи всех разделов, факторов, условий, компонентов, признаков и средств. Но каждый раз в зависимости от типа и профиля среднего профессионального учебного заведения делается выбор приоритетного направления.
В обучении акцент должен быть сделан на применение методов, стимулирующих внутреннюю активность учащихся, их познавательную и профессиональную самостоятельность. Этому способствуют умелое, творческое применение письменных инструктажей, методов проблемного обучения, системы познавательных задач, дидактических игр, компьютерной и вычислительной техники.
Самостоятельная работа в училище имеет профессиональную направленность. Профессиональная самостоятельность – это, прежде всего, активная деятельность самих учащихся, их настойчивость и целеустремленность в практическом овладении профессией или специальностью, применение на деле полученных теоретических знаний, самооценка своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств.
Формирование установок учащихся на самовоспитание закрепляется в период их производственной практики при соблюдении следующих условий: 1) обеспечение каждого учащегося рабочим местом на конкретном участке производства; 2) работа на современной технике, с использованием передовых технологий, отвечающих мировым стандартам; 3) помощь людей, с которыми учащиеся могли бы идентифицировать себя; 4) приобщение к рационализаторской деятельности; 5) включение учащихся в решение вопросов управления производством на различных уровнях.
В формировании установки на самовоспитание важная роль принадлежит и общеобразовательным предметам, особенно общественно-гуманитарного цикла. Важно, что обучаемые осознали социально-профессиональные и ценностно-мировоззренческие требования к современному молодому рабочему, необходимость разностороннего самосовершенствования, увидели конкретные, близкие им образцы самовоспитания, познакомились с традициями, нормами, режимом базового предприятия.
Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия учащихся незначительны или пока отсутствуют, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним требованиями, доводить результаты диагностики воспитанности до каждого юноши и девушки, корректировать или формировать жизненные цели и перспективы учащихся, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.
В последнее время явно снизилась роль формальных коллективов (школьный класс, учебно-производственная группа) в самовоспитании учащихся. Более значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Поэтому требует переосмысления и один из незыблемых принципов воспитания – воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.
Очевидно, будущие молодые рабочие должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений. В этих целях важно расширять сферу общения учащихся, в первую очередь, с производственными коллективами, в которых действуют современные формы организации и стимулирования труда. Новое, передовое положительно влияет на сознание и поведение учащихся.
Самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и вне учебную работу профессионального училища, где создается атмосфера сотрудничестве, взаимной требовательности, доброжелательной критики и самокритичного отношения к себе. Наиболее стимулирующее влияние на учащихся оказывают те педагоги, которые сами занимаются самовоспитанием. Личностно ориентированное воспитание требует от педагогов новой позиции и нового стиля отношений с учащимися. В учебно-воспитательном процессе они должны быть равноправными партнерами.
На этапе вхождения в профессию и в учебную группу ключевое значение приобретают поощрение, поддержка усилий и старательности учащихся на теоретических и практических занятиях. Основные пути индивидуализированного профессионального воспитания – это формирование мотивации достижения, развития волевого усилия и саморегуляции, становление индивидуального стиля деятельности, усиление творческой направленности.
По мере утверждения в собственных профессиональных способностях и возможностях более четко проявляются субъективные проблемы профессионального развития. В каждом конкретном случае от воспитателя требуется сопоставление направленности, способностей, усилий и статуса ученика в группе, выявление его субъективных затруднений, создание благоприятных условий для развития. В одних ситуациях важнее внимание к творческим стремлениям ученика, в других – привлечение к дополнительной практической или организаторской деятельности, в третьих – индивидуальное дозирование нагрузок, постоянная поддержка. И каждый раз надо создавать обстановку с ним поиск оптимальных путей преодоления трудностей профессионального развития.
С переходом на второй курс особое значение приобретает обсуждение с учащимися путей социального самоутверждения, развитие мировоззренческих, гражданских взглядов, сопоставление целей и средств их достижения при рассмотрении жизненной перспективы. Усложняется внутренний мир учащегося, возникают разные мотивы в конфликтных и проблемных ситуациях, усиливаются противоречия развития ролевого самосознания. И все это надо учитывать мастеру-наставнику. К концу второго года обучения для многих нужно выбрать дальнейший путь специализации, что также требует индивидуального подхода.
Третий курс – время выхода на производство. На этом этапе возможны различные формы педагогической помощи старшекурсникам: совместный анализ проблем адаптации на производстве в новых отношениях, поиск возможностей самоутверждения и определения перспектив профессионального развития и, главное, помощь в адекватной оценке действий кадровых рабочих на производстве, чтобы практиканты могли понять позицию специалиста, работающего на производстве долгий срок.
В современных условиях для многих третьекурсников (а в лицеях – на четвертом) актуальной становится проблема трудоустройства, формирования умений представить свои возможности и способности работодателю, дать себе объективную характеристику, уметь ориентироваться в стилях поведения и общения людей разного типа, правильно оценивать свои силы. Все это предстоит обсудить с учащимися в предвыпускной период.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33