logo search
учебник Кикоть ОВД 480 с

1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях

Вся работа с личным составом, связанная с экстремальными условиями, по времени проводится в три этапа:

1) подготовительная работа (непосредственная подготовка личного состава перед началом действий в экстремальных условиях);

2) работа в экстремальных условиях (управление действиями сотрудников в ходе решения стоящих задач);

3) заключительная работа (сразу после завершения действий).

Особое значение имеют первые два этапа, поэтому остановимся на них подробнее.

Подготовительная работа носит характер непосредственной подготовки людей к успешному выполнению конкретных служебно-боевых задач.

Ее основными задачами являются:

Пути решения этих задач:

Формами работы с личным составом в это время выступают: инструктажи, служебные совещания, занятия по профессиональной и морально-психологической подготовке, встречи с руководством и опытными сотрудниками, просмотр документальных и учебных фильмов, «круглые столы» с ответами на вопросы сотрудников, семейные вечера отъезжающих в районы чрезвычайных ситуаций, встречи с психологами и психотерапевтами, встречи с личным составом других органов внутренних дел и силовых структур, выезжающим также в районы чрезвычайных ситуаций, индивидуальная работа, выпуск боевых листков, подготовка и размножение памяток с раздачей их личному составу.

Специально и столько, сколько надо, следует собирать руководителей подразделений и детально инструктировать их по вопросам непосредственной подготовки подчиненных и руководства ими в ходе решения задач в экстремальных условиях.

Руководители органов внутренних дел, их заместители с привлечением сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, включая психологов, представителей других органов, причастных к решению задач в чрезвычайных ситуациях, обязаны разработать тщательно продуманный и детально проработанный специальный план непосредственной подготовки (профессиональной, морально-психологической и профессионально-психологической) личного состава к решению задач в экстремальных условиях.

Количество мероприятий и их содержание во многом будут зависеть от отпущенного на подготовку времени и степени подготовленности личного состава. Однако полный отказ от них или формальное их проведение, на наш взгляд, равноценны должностному преступлению.

Работа в экстремальных условиях осуществляется в ходе действий личного состава по решению профессиональных, служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Ее основными задачами являются:

Основные направления работы с личным составом и их содержание в экстремальных условиях на данном этапе научно обоснованы и подтверждены имеющимся у органов внутренних дел опытом. Они таковы:

а) По обеспечению полной мобилизации сил и возможностей сотрудников, их адаптации и формированию полноценного боевого настроя:

б) По руководству действиями личного состава и достижению их максимальной эффективности:

в) По морально-психологической поддержке сотрудников, испытывающих повышенные трудности:

г) По поддержке морально-психологического состояния личного состава на высоком уровне до завершения действий:

Все формы работы с личным составом (инструктажи, беседы, занятия, информации, разборы действий и др.) эффективны, когда они коротки, деловиты, содержательны и способствуют укреплению сил личного состава. Их эффект возрастает, когда они проводятся лично руководителями, авторитетными у сотрудников лицами и профессионалами-психологами.

При всей эффективности этих форм в экстремальных условиях проводиться они должны не с интервалами, а непрерывно. Этого можно достигнуть лишь одним путем — непосредственным контактом с подчиненными их начальника, его заместителя по работе с личным составом. Они по возможности всегда должны быть со своими людьми, на их глазах, там, где трудно, где решающий участок.

Следует еще сказать, что работать надо не только с исполнителями, но и с руководящим составом, обучая его и поддерживая его морально-психологическое состояние, показывая пример и давая уроки руководства людьми в критических ситуациях.