logo search
брунов б

1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер

Основная масса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из умственно отсталых детей, страдающих олигофренией в степени дебильности. Особенность таких детей - стойкое нарушение познавательной деятельности, проявляющееся в недоразвитии способности отвлечения и обобщения. Оно является результатом органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития или в раннем периоде жизни ребенка.

Такое недоразвитие сложных форм психической деятельности указывает на неполноценность психики ученика школыVIII вида. Но эта неполноценность проявляется и в том, что наряду с нарушением познавательной деятельности у ребенка имеются также нарушения эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Недоразвитие или расстройство любой стороны психики умственно отсталого ребенка выступает не как изолированное выпадение, а составляет целостную картину аномального, атипичного развития всей его психики. Это было показано Л.С.Выготским, выдвинувшим идею сложной структуры аномального развития ребенка. Согласно взглядам Л.С.Выготского, все стороны психики ученика как вспомогательной, так и массовой школы связаны между собой определенными межфункциональными отношениями. При этом нарушение тех или иных сторон психики умственно отсталых детей выражается не только в изменении свойств и строения каждой из них, но и в общем нарушении взаимосвязей, в частности между интеллектом и аффектом.

Весьма сложны и взаимоотношения между первопричиной умственной отсталости (органическим поражением центральной нервной системы) и строением всей психической деятельности ученика вспомогательной школы.

В сложной структуре аномального развития умственно отсталого ребенка необходимо различать первичное и вторичное нарушения. Примером первичного нарушения психики является нарушение элементарных психических процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Вторичные нарушения - это недоразвитие сложных психических функций и структур: высших форм памяти, мышления, воли, характера, личности в целом. Первичное нарушение возникает под непосредственным болезнетворным влиянием нервно-мозгового заболевания. Вторичное нарушение - следствие атипичного развития как результата органического дефекта. Высшие психические функции возникают и складываются в ходе социального развития ребенка. Но нарушение элементарных психических процессов вызывает отклонения в этом развитии, ограничивая возможность общения, установления широких связей с действительностью. Подобные отклонения в социальном развитии ребенка и обуславливают нарушения его высших психических функций. Так, например, Л.С.Выготский, подчеркивая значение коллективного сотрудничества для развития ребенка и видяв умственной отсталости причину выпадения данного ребенка из коллектива, считал, что именно это обстоятельство влияет на недоразвитие высших психических функций и ведет к ограничению способности образования сложных психических структур и отношений.

Таким образом, в отличие от первичного дефекта, вторичные нарушения психики умственно отсталого ребенка связаны с органическим поражением центральной нервной системы опосредствованным образом.

Сложный характер высших психических функций и зависимость их формирования от социального развития делает эти функции наиболее слабым звеном в общем строении психики ученика школы VIII вида.

В то же время высшие психические функции по сравнению с элементарными процессами легче поддаются педагогическому воздействию. Нарушения элементарных процессов, являясь первичным нарушением, непосредственно обусловлены мозговым заболеванием, вследствие этого они преимущественно являются объектом врачебного воздействия.

Иное дело высшие психические функции. Их нарушение, как вторичное осложнение олигофрении, является менее устойчивым. Развитие же указанных функций, как отмечалось выше, обусловлено внешними причинами и зависит от содержания и богатства тех отношений и связей, в которых находится ребенок, от характера и форм коллективного общения умственно отсталых.

Но создание всех этих связей и форм общения и сотрудничества находится в руках педагога, все это ему вполне доступно, тем более что первичный дефект не препятствует развитию высших психических процессов и структур, конечно, соответственно силам ребенка.

Необходимо также иметь в виду, что в ходе аномального развития первичный дефект и вторичное нарушение находятся в закономерном взаимодействии между собой. Так, например, корригирование высших психических функций (например, мышления) благотворно влияет на развитие элементарных психических процессов (ощущений, восприятий и т.д.), на их функционирование. Кроме того, при определенных педагогических условиях оказывается возможным предупредить некоторые проявления вторичных нарушений высших форм психической деятельности, как, например, недоразвитие воли, характера и т.п. На это указывал еще Л.С.Выготский. Это подтверждено и практикой.

Вторичные нарушения психического развития ученика школы VIII вида оказывают, таким образом, широкие возможности для педагогического воздействия, и именно сюда должно быть направлено его острие.

Наконец, укажем, что дети-олигофрены, имея общую симптоматологию, обладают различными чертами психики, которые отличают их друг друга. Основной дефект, присущий всем им, - недоразвитие сложных форм познавательной деятельности - выступает на фоне всевозможных других отклонений в развитии психики, вызванных неодинаковым характером нервно-мозговых поражений.

В связи с этим всю массу учащихся школы VIII вида можно разделить на две группы. К первой группе относятся практически здоровые дети. Однако их психическое развитие проходит на дефектной основе, образовавшейся в результате ранее перенесенного нервно-мозгового заболевания. В другую группу входят дети, у которых недоразвитие психических процессов сочетается с какими-либо текущими нервно-мозговыми заболеваниями (эпилепсия, шизофрения и др.).1

Наряду с этим учащиеся школы VIII вида различаются особенностями поведения, обусловленного нарушениями нейродинамики и эмоционально-волевой сферы.

Среди них есть дети с достаточно сохраненным уровнем развития эмоционально-волевой сферы. Они спокойны, легко подчиняются требованиям

учителя и обнаруживают главным образом те дефекты, которые связаны с недоразвитием познавательной деятельности.

__________________________

1 См.: С.Я.Рубинштейн. Психология умственно отсталого ребенка.

М., Учпедгиз, 1959, стр.18-33

Есть дети, у которых дефекты познавательной деятельности связаны с глубокими нарушениями их нейродинамики и эмоционально-волевой сферы, вызывающими расстройства деятельности и поведения. Такие дети или слишком возбудимы, или, наоборот, заторможены. Наконец, среди учащихся вспомогательной школы встречаются и такие, у которых недоразвитие познавательных процессов сочетается с резким нарушением целенаправленной деятельности, работоспособности, мотивации поведения.

Пестрота состава и разнообразие картины психического развития учащихся школы VIII вида делает особо актуальным вопрос об индивидуальном подходе в работе с ними.