Проведение экскурсии
Необходимо дать возможность ребятам полюбоваться красотой леса, послушать его своеобразные звуки (скрип деревьев, стук дятла и т.д.).
Красота зимней природы, тишина, свежий воздух, слабый морозец – все это привлекает людей в парк или лес, они гуляют по тропинкам, многие на лыжах, природа помогает отдыхать, укреплять здоровье.
Слово учителя.Зимой все покрыто снегом – и земля, и деревья. Насекомые еще с осени попрятались кто куда, да так хитро, что не найдешь нигде ни жука, ни самой малой мухи.
Многие птицы улетают зимовать на юг, в теплые страны. И все-таки, несмотря на морозы и снег, несмотря на вьюги и метели, в зимнем лесу идет своя жизнь. И зимой живут в лесу разные птицы: синицы, дятлы, снегири, чечетки …
Все эти птицы – постоянные жители средней полосы.
А есть птицы, которые прилетают сюда только на зиму. Это птицы далекого Севера. Там зима еще холоднее, еще суровее. Да и корма там меньше, и найти его труднее.
Но сначала мы с вами выясним, какие же птицы улетают в теплые края.
-Давайте вспомним сказу “Дюймовочка”, о какой птице там говорилось ?
-Что случилось с ласточкой ?
-Почему она упала ?
-Что случилось с ней потом ?
-Какие птицы улетают ? (ласточки, скворцы, дрозды, жаворонки, утки).
-А теперь вернемся к зимнему лесу.
Синицы.
-Синь – синь - синь… Кто-то тихо попискивает в зимнем лесу. Синички! Они перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – ищут спрятавшихся насекомых. И вдруг так ясно, задорно зазвучит: синь – синь – синь!
Вот за это “синь – синь – синь” и назвали синиц синицами. А синий цвет тут ни при чем. У большой синицы шапочка на голове с синим отливом, да и на крыльях у нее тоже синий оттенок есть. Но это вовсе не у всех синиц. А звук “синь-синь-синь” или “си –си - си” почти от каждой синички можно услышать – и от гаички, и от московки, и от большой синицы.
Снегири.
Обратите внимание, вон на рябине сидит снегирь. Чуть раньше первого снега появляются снегири. И в народе заметили: снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра снег пойдет – почти всегда так и бывает. Поэтому это красногрудая птица и зовется снегирем.
Снегири очень любят семена растений. Листья с рябины, дикой яблони осенью слетают, а плоды большими кистями висят на дереве всю зиму.
Снегирей часто можно видеть вблизи жилья человека, в поселках и городах, свист снегирей похож на звук флейты – такой же нежный и грустный.
Отличительные черты птиц: самец ярко-красного цвета, а самочка – серовато-бурого.
Свиристели.
Если в лесу хорошо уродилась рябина, то и зимой ягоды ее висят на дереве красными большими гроздьями. Рябину очень любят свиристели. Они тоже прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму, окраска у них палево-розовая, иногда с рыжеватыми оттенками. Крылья черные с яркими желтыми полосками, на концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица !
Как спустится стайка свиристелей на дерево рябины, так и не улетит до тех пор, пока все ягоды не склюет.
Поют свиристели негромко. Обычно нежно посвистывают и как бы чуть-чуть шипят. Про песню свиристелей в народе говорят: «Ишь как свиристят…» За эту немудреную, ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.
Клесты.
А есть птицы, которые в зимнюю стужу птенцов выводят. Это клесты. Клесты прилетают к нам с холодного Севера на зиму, когда в лесах хороший урожай еловых шишек. И в феврале-марте – в самые вьюжные месяцы самочка клеста на сосне или елке строит глубокое, теплое – теплое гнездо. Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта “крыша” защищает птенцов от снега.
Папа клест в это время сидит около гнезда и громко поет: кле-кле-кле! – отсюда и название – клест. Песня эта предупреждает птиц о том, что место на этой елке уже занято.
Клестов не спутаешь с другими птицами. Ведь клюв у них особенный. Ни у кого такого нет. Кончик верхней половинки клюва загнут вниз и влево, а кончик нижней половинки клюва загнут вверх и вправо. Зачем клесту такой чудной клюв?Повиснет клест на еловой шишке, засунет свой сильный загнувшийся клюв под чешуйку шишки, и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семечками и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.
Зима – время для птиц трудное. Иногда очень суровые зимы бывают. Такие сугробы наметут метели, что никакие самые сильные птицы не смогут достать себе корма. И нам надо вовремя прийти им на помощь. Повесить кормушку и насыпать туда каждый день хлебные крошки, семечки, зерна.
Полюбят птицы наш лес - прилетят и на следующую зиму, и мы услышим птичье пение не только весной и летом, но и зимой.
Игра “Птицы”.
Суть игры заключается в том, что если учитель называет зимующих птиц, то прыгают мальчики, если перелетных птиц – то девочки.
Названия птиц предлагаются в виде загадок.
Спереди – шильце, сзади – вильце, сверху – черное суконце, снизу – белое полотенце (Ласточка).
Чик- чирик !. К зернышкам - прыг! Клюй, не робей! Кто это?(Воробей).
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее … (Сорока).
Все время стучит; деревья долбит. Но их он не калечит, а только лечи (Дятел).
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей (Грач).
Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка).
Попутно выясняется, почему дятел лечит деревья, а не калечит их.
Затем устанавливаются кормушки. Дети насыпают в них заранее приготовленный корм. Очень интересно наблюдать у кормушек за поведением птиц. Дети делают пометки в блокноте, записывают что-то необычное.
Можно разделить учащихся на несколько групп. Каждой группе дается задание: рассказать о какой-либо птице, об особенностях ее поведения, окраске.
По пути в школу следует сделать остановку для беседы о безопасном поведении зимой на улице, дорогах. В это время года надо быть особенно осторожными, так как зимние условия очень осложняют работу транспорта: водителю трудно бывает затормозить - машину может занести на тротуар, могут пострадать люди. Поэтому пешеходам надо идти подальше от края проезжей части улицы. Следует еще раз сказать и показать детям, где можно играть зимой, а где опасно (У ворот, в городском дворе, куда заезжают машины; при катании с гор, если санки выезжают на проезжую часть дороги). Необходимо напомнить детям об осторожности на замерзших водоемах.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я