3.3. Формирование опыта межнационального общения
Как отмечалось выше, составной частью процесса воспитания культуры межнационального общения является организация опыта общения людей разных национальностей. При этом следует уточнить, что общение рассматривается на двух уровнях.
На первом уровне в общении реализуются общественные отношения. Они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в общении людей. Национальные отношения как специфическая часть общественных отношений получают личностную форму проявления, личностно-психологическую конкретизацию через общение людей различных национальностей.
На втором уровне в общении реализуются межличностные отношения людей разных национальностей и конфессий. Специально организованное межнациональное общение, сопровождаемое моральным просвещением, выполняет функции воспитания в целом. Оно предполагает как формирование у личности нравственного сознания и чувств, так и приобретение ею опыта межнационального общения. Процесс формирования такого опыта одновременно становится и частью воспитания культуры межнационального общения.
Целенаправленное формирование позитивного опыта протекает в форме воспитания культуры общения, культуры поведения.
Культура межнационального общения предполагает уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству, выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. В культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию и определять пути рационального решения возникшей проблемы. Культура межнационального общения включает в себя также знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностях, конфессиях и их взаимоотношениях, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.
В системе знаний, сообщаемых сотрудниками органов внутренних дел, важное место занимают знания о многонациональном государстве, о входящих в него национально-территориальных или национально-культурных образованиях, взаимоотношениях народов федерации, их культурах, традициях и языках.
Сложившиеся между народами отношения (национальные отношения) обусловливают межнациональное общение (общение людей различных национальностей), которое выступает как личностно-психологическая форма проявления национальных отношений. Здесь индивидуальные отношения представителей разных наций друг к другу воссоздают на личностном уровне национальные отношения. При этом национальные отношения, как бы пропускаются через личностно-психологические особенности общающихся, приобретают субъективную форму.
Межнациональное общение обладает относительной самостоятельностью по отношению к породившим его национальным отношениям. В то же время «межнациональное общение в качестве основной детерминанты имеет сложившиеся национальные отношения».1 Поэтому необходимо рассматривать межнациональное общение как относительно самостоятельную, но не автономную, личностно-психологическую (субъективную) форму национальных отношений.
На межнациональное общение существенное воздействие оказывают такие факторы, как:
наличие или отсутствие в составе федерации национально-территориальных или этнокультурных образований;
наличие или отсутствие державного, или государствообразующего народа, отношение к нему других народов и национальных меньшинств страны;
этнодемографические особенности государства, региона, республики, провинции, области или округа;
характер отношений народов (дружественный, нейтральный, конфликтный);
наличие общего и особенного в исторической судьбе, культурах и языках народов;
этнопсихологическая «совместимость» представителей тех или иных народов;
религиозно-конфессиональная специфика страны, региона, района;
возрастные особенности и индивидуально-психологические качества людей.
Сотрудников органов внутренних дел следует учить культуре межнационального общения, выручке и поддержке людей, переживать чужое горе и радости, как свое. Особое внимание следует уделять формированию у них позитивного опыта общения с людьми разных национальностей и конфессий.
Серьезным препятствием на пути решения этой задачи является то, что руководителей как-то не принято было учить искусству общения. Это считалось само собою разумеющимся следствием профессиональной деятельности. Обучающимся приходится познавать искусство общения (межнационального общения, в особенности) методом проб и ошибок, на житейском опыте. В подготовке руководителя к управлению процессом межнационального общения очень важно позаботиться о формировании у него положительных качеств. Это поможет ему уважительно относиться к человеку, его культуре, традициям, национальным чувствам. Следует выработать у руководителя навыки адекватной оценки сложившейся конфликтной ситуации и применения соответствующих приемов и методов ее решения. При этом важно сохранить деликатное отношение к человеческому и национальному достоинству.
Немаловажно для руководителя знание природы морально-психологических отношений людей, которые находят свое специфическое проявление в отношениях людей разных наций и конфессий. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь обеспечить волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, сохранить устойчивость в эмоциональных обстоятельствах. Очень важно предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную направленность в отношениях между людьми разных национальностей. Следует улучшать морально-этический и психологический климат в коллективах, формировать обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям. На этой основе должна формироваться культура межнационального общения.
Важнейшим условием формирования у сотрудников органов внутренних дел позитивного опыта межнационального общения является создание в многонациональном коллективе положительной морально-психологической атмосферы. Исследования по педагогике и психологии показывают, что возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективный. Человек может проявлять свои способности лишь в совместной деятельности и общении с другими людьми. Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива.
Сотрудники органов внутренних дел входят в многообразные коллективные отношения в школе, молодежных организациях, семье. В процессе коллективного общения, накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе. У них формируется забота друг о друге, взаимная ответственность и требовательность.
Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию уважения к нациям и народностям, к их культуре. Вместе с этим в многонациональном коллективе находят свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Между тем не все члены коллектива способны правильно воспринимать ценности культур разных народов (они порой непонятны, непривычны). Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, опыта друзей и знакомых. Такой опыт может быть не только позитивным, но и порой и негативным (односторонность оценки, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии). Возникающая при этом стереотипизация может создать в коллективе неблагоприятную атмосферу с националистической окраской.
Многонациональный коллектив способствует формированию гуманистического, коллективистического отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. Этому способствует то, что здесь привычным является знакомство с культурными ценностями различных народов. Лучшие достижения этих ценностей (песни, танцы, музыка, традиции) становятся собственным достоянием всех членов коллектива. Непосредственные межличностные связи на основе общности интересов и устремлений перерастают в приятельские и дружественные отношения. Члены коллектива привыкают относиться друг к другу, прежде всего как человеку, независимо от его национальности.
В коллективе со смешанным национальным составом важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях важно обеспечить единство взаимной ответственности и требовательности.
Как известно, личные отношения членов коллектива складываются на основе общности интересов, потребностей и вкусов. Эти отношения зависят от возрастных и индивидуальных особенностей, от характера, темперамента. В здоровой среде, национальная принадлежность не играет в вопросах личной дружбы сколько-нибудь существенной роли, ибо в жизни человека ведущее место занимает его профессиональное положение. Поэтому, несмотря на наличие национальных особенностей и различий, основой мотивации поступков людей являются социальные потребности и интересы. Однако чувства и сознание личности могут получать и определенную национальную окраску, возбуждать настроения, затрагивающие национальную сферу, вовлекать сотрудников в межнациональные трения.
Следует также помнить, что член многонационального коллектива одновременно связан с семьей, улицей, спортивными и другими группами, которые оказывают на него различное воздействие (не только позитивное, но порой и негативное). С учетом всего этого и следует вести систематическую воспитательную работу по укреплению многонационального коллектива. Она должна исходить из конкретной социально-этнической специфики населенного пункта.
В многонациональной сфере люди привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими разнонациональными товарищами. Поэтому ослабление воспитательной работы может привести к тому, что всякие конфликтные ситуации, возникающие порой в профессиональной сфере, могут быть перенесены на национальную почву. Поэтому руководителю следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава сотрудников (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и т. д.).
Следует строить воспитательную работу так, чтобы не допускать возникновения каких бы то ни было нездоровых суждений о людях той или иной национальности (хотя бы даже в шутку). Важно предупреждать проникновение в профессиональную среду пережитков эгоизма, мещанства, собственнической психологии, ибо они могут стать питательной почвой для возникновения национального эгоизма и ограниченности.
Усилия воспитателя в многонациональном коллективе должны быть, прежде всего, нацелены на формирование у сотрудников гуманистических отношений, на соблюдение ими простейших норм нравственности и справедливости. Укрепление личных конфликтов, дружеских отношений сотрудников различных национальностей должно происходить на почве общности интересов, общности марально-этических норм и принципов. Надо приучать членов многонационального коллектива к тому, чтобы не пытались казаться выше окружающих. Такая установка, реализуемая в поведении людей, поможет предупреждать возможные рецидивы кичливости, зазнайства, которые могут получить и национальную окраску. Поэтому воспитание гуманных отношений, скромности, взаимного уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы командного состава. Это способствует осознанию сотрудниками того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).
Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе, где сложилась положительная морально-психологическая атмосфера, у сотрудников формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Одновременно многонациональный коллектив выступает и как важнейшая форма воспитания культуры межнационального общения.
Объективная необходимость формирования культуры и потребности межнационального и межконфессионального общения в учреждениях МВД России определяется сложившейся в нашей стране межнациональной ситуацией, в которой милиция, наряду с армией, являются едва ли не единственными социальными институтами, воспитывающими молодежь на принципах интернационализма и патриотизма, в духе дружбы, сотрудничества и взаимопомощи.
Нет необходимости доказывать, что милиция, внутренние войска представляют собой своеобразное зеркало Российской Федерации, отражающее как ее интернациональные устои, так и современные трудности, противоречия, все чаще принимающие националистическую окраску. И все же на сегодняшний день милиция и внутренние войска, как, впрочем, и другие силовые структуры, являются подлинно интернациональными институтами, воспитательное значение которых трудно недооценить, так как российская милиция интернациональна как по формам и методам своего формирования, так и по своей структуре, организации, методам деятельности, патриотическому и интернациональному сознанию. Вот почему так важно, чтобы восприятие каждым сотрудником органов внутренних дел профессиональной деятельности не деформировалось национально-психологическим прессом, чтобы коллективы правоохранительных органов в работе с многонациональным населением имели верные социальные ориентиры, наши духовные ценности — патриотизм, любовь к своей Отчизне, чувство общенациональной гордости.
Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях
§ 1. Содержание и особенности воспитательной работы по подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий