logo search
учебник Кикоть ОВД 480 с

3.3. Формирование опыта межнационального общения

Как отмечалось выше, составной частью процесса воспитания культуры межнационального общения является организация опыта общения людей разных национальностей. При этом следует уточнить, что общение рассматривается на двух уровнях.

На первом уровне в общении реализуются общественные отношения. Они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в общении людей. Национальные отношения как специфическая часть общественных отношений получают личностную форму проявления, личностно-психологическую конкретизацию через общение людей различных национальностей.

На втором уровне в общении реализуются межличностные отношения людей разных национальностей и конфессий. Специально организованное межнациональное общение, сопровождаемое моральным просвещением, выполняет функции воспитания в целом. Оно предполагает как формирование у личности нравственного сознания и чувств, так и приобретение ею опыта межнационального общения. Процесс формирования такого опыта одновременно становится и частью воспитания культуры межнационального общения.

Целенаправленное формирование позитивного опыта протекает в форме воспитания культуры общения, культуры поведения.

Культура межнационального общения предполагает уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству, выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. В культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию и определять пути рационального решения возникшей проблемы. Культура межнационального общения включает в себя также знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностях, конфессиях и их взаимоотношениях, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

В системе знаний, сообщаемых сотрудниками органов внутренних дел, важное место занимают знания о многонациональном государстве, о входящих в него национально-территориальных или национально-культурных образованиях, взаимоотношениях народов федерации, их культурах, традициях и языках.

Сложившиеся между народами отношения (национальные отношения) обусловливают межнациональное общение (общение людей различных национальностей), которое выступает как личностно-психологическая форма проявления национальных отношений. Здесь индивидуальные отношения представителей разных наций друг к другу воссоздают на личностном уровне национальные отношения. При этом национальные отношения, как бы пропускаются через личностно-психологические особенности общающихся, приобретают субъективную форму.

Межнациональное общение обладает относительной самостоятельностью по отношению к породившим его национальным отношениям. В то же время «межнациональное общение в качестве основной детерминанты имеет сложившиеся национальные отношения».1 Поэтому необходимо рассматривать межнациональное общение как относительно самостоятельную, но не автономную, личностно-психологическую (субъективную) форму национальных отношений.

На межнациональное общение существенное воздействие оказывают такие факторы, как:

Сотрудников органов внутренних дел следует учить культуре межнационального общения, выручке и поддержке людей, переживать чужое горе и радости, как свое. Особое внимание следует уделять формированию у них позитивного опыта общения с людьми разных национальностей и конфессий.

Серьезным препятствием на пути решения этой задачи является то, что руководителей как-то не принято было учить искусству общения. Это считалось само собою разумеющимся следствием профессиональной деятельности. Обучающимся приходится познавать искусство общения (межнационального общения, в особенности) методом проб и ошибок, на житейском опыте. В подготовке руководителя к управлению процессом межнационального общения очень важно позаботиться о формировании у него положительных качеств. Это поможет ему уважительно относиться к человеку, его культуре, традициям, национальным чувствам. Следует выработать у руководителя навыки адекватной оценки сложившейся конфликтной ситуации и применения соответствующих приемов и методов ее решения. При этом важно сохранить деликатное отношение к человеческому и национальному достоинству.

Немаловажно для руководителя знание природы морально-психологических отношений людей, которые находят свое специфическое проявление в отношениях людей разных наций и конфессий. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь обеспечить волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, сохранить устойчивость в эмоциональных обстоятельствах. Очень важно предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную направленность в отношениях между людьми разных национальностей. Следует улучшать морально-этический и психологический климат в коллективах, формировать обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям. На этой основе должна формироваться культура межнационального общения.

Важнейшим условием формирования у сотрудников органов внутренних дел позитивного опыта межнационального общения является создание в многонациональном коллективе положительной морально-психологической атмосферы. Исследования по педагогике и психологии показывают, что возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективный. Человек может проявлять свои способности лишь в совместной деятельности и общении с другими людьми. Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива.

Сотрудники органов внутренних дел входят в многообразные коллективные отношения в школе, молодежных организациях, семье. В процессе коллективного общения, накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе. У них формируется забота друг о друге, взаимная ответственность и требовательность.

Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию уважения к нациям и народностям, к их культуре. Вместе с этим в многонациональном коллективе находят свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Между тем не все члены коллектива способны правильно воспринимать ценности культур разных народов (они порой непонятны, непривычны). Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, опыта друзей и знакомых. Такой опыт может быть не только позитивным, но и порой и негативным (односторонность оценки, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии). Возникающая при этом стереотипизация может создать в коллективе неблагоприятную атмосферу с националистической окраской.

Многонациональный коллектив способствует формированию гуманистического, коллективистического отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. Этому способствует то, что здесь привычным является знакомство с культурными ценностями различных народов. Лучшие достижения этих ценностей (песни, танцы, музыка, традиции) становятся собственным достоянием всех членов коллектива. Непосредственные межличностные связи на основе общности интересов и устремлений перерастают в приятельские и дружественные отношения. Члены коллектива привыкают относиться друг к другу, прежде всего как человеку, независимо от его национальности.

В коллективе со смешанным национальным составом важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях важно обеспечить единство взаимной ответственности и требовательности.

Как известно, личные отношения членов коллектива складываются на основе общности интересов, потребностей и вкусов. Эти отношения зависят от возрастных и индивидуальных особенностей, от характера, темперамента. В здоровой среде, национальная принадлежность не играет в вопросах личной дружбы сколько-нибудь существенной роли, ибо в жизни человека ведущее место занимает его профессиональное положение. Поэтому, несмотря на наличие национальных особенностей и различий, основой мотивации поступков людей являются социальные потребности и интересы. Однако чувства и сознание личности могут получать и определенную национальную окраску, возбуждать настроения, затрагивающие национальную сферу, вовлекать сотрудников в межнациональные трения.

Следует также помнить, что член многонационального коллектива одновременно связан с семьей, улицей, спортивными и другими группами, которые оказывают на него различное воздействие (не только позитивное, но порой и негативное). С учетом всего этого и следует вести систематическую воспитательную работу по укреплению многонационального коллектива. Она должна исходить из конкретной социально-этнической специфики населенного пункта.

В многонациональной сфере люди привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими разнонациональными товарищами. Поэтому ослабление воспитательной работы может привести к тому, что всякие конфликтные ситуации, возникающие порой в профессиональной сфере, могут быть перенесены на национальную почву. Поэтому руководителю следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава сотрудников (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и т. д.).

Следует строить воспитательную работу так, чтобы не допускать возникновения каких бы то ни было нездоровых суждений о людях той или иной национальности (хотя бы даже в шутку). Важно предупреждать проникновение в профессиональную среду пережитков эгоизма, мещанства, собственнической психологии, ибо они могут стать питательной почвой для возникновения национального эгоизма и ограниченности.

Усилия воспитателя в многонациональном коллективе должны быть, прежде всего, нацелены на формирование у сотрудников гуманистических отношений, на соблюдение ими простейших норм нравственности и справедливости. Укрепление личных конфликтов, дружеских отношений сотрудников различных национальностей должно происходить на почве общности интересов, общности марально-этических норм и принципов. Надо приучать членов многонационального коллектива к тому, чтобы не пытались казаться выше окружающих. Такая установка, реализуемая в поведении людей, поможет предупреждать возможные рецидивы кичливости, зазнайства, которые могут получить и национальную окраску. Поэтому воспитание гуманных отношений, скромности, взаимного уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы командного состава. Это способствует осознанию сотрудниками того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).

Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе, где сложилась положительная морально-психологическая атмосфера, у сотрудников формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Одновременно многонациональный коллектив выступает и как важнейшая форма воспитания культуры межнационального общения.

Объективная необходимость формирования культуры и потребности межнационального и межконфессионального общения в учреждениях МВД России определяется сложившейся в нашей стране межнациональной ситуацией, в которой милиция, наряду с армией, являются едва ли не единственными социальными институтами, воспитывающими молодежь на принципах интернационализма и патриотизма, в духе дружбы, сотрудничества и взаимопомощи.

Нет необходимости доказывать, что милиция, внутренние войска представляют собой своеобразное зеркало Российской Федерации, отражающее как ее интернациональные устои, так и современные трудности, противоречия, все чаще принимающие националистическую окраску. И все же на сегодняшний день милиция и внутренние войска, как, впрочем, и другие силовые структуры, являются подлинно интернациональными институтами, воспитательное значение которых трудно недооценить, так как российская милиция интернациональна как по формам и методам своего формирования, так и по своей структуре, организации, методам деятельности, патриотическому и интернациональному сознанию. Вот почему так важно, чтобы восприятие каждым сотрудником органов внутренних дел профессиональной деятельности не деформировалось национально-психологическим прессом, чтобы коллективы правоохранительных органов в работе с многонациональным населением имели верные социальные ориентиры, наши духовные ценности — патриотизм, любовь к своей Отчизне, чувство общенациональной гордости.

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

§ 1. Содержание и особенности воспитательной работы по подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях