logo search
брунов б

Коррекционно-воспитательное значение экскурсии

Для умственно отсталых детей имеет большое значение экскурсия как форма учебно-воспитательной работы. Известно, что умственно отсталые дети ненаблюдательны, они не останавливают свое внимание на тех событиях, которые происходят вокруг них в природе и обществе, не проявляют инициативы, замкнуты.

Ученик первого класса вспомогательной школы – это беспомощное человеческое существо, и задача учителя заключается в том, чтобы развить ребенка, многому научить его и сделать это именно через экскурсию.

Экскурсия может дать столько материала, что его можно будет обрабатывать в течение долгого времени. Экскурсия дает очень много впечатлений, знаний, практических навыков. Важнейшим достоинством экскурсии является то, что изучение происходит в естественной жизненной среде, т.е. в природе, на производстве или в обществе.

Экскурсии на лоно природы только тогда будут результативными, когда ученики усвоят связь организма и среды, форм и условий, в которых та или иная форма жизни возникла, познакомятся с видами организмов и их местом в природе. Осмысление этих связей имеет огромное коррекционное значение.1

На экскурсии дети получают материал в его целостности, т.е. во всей системе существующих связей и отношений. Важнейшее значение имеет встреча ученика с подлинным изучаемым объектом, а не с его описанием и изображением на картинке. Экскурсии на лоно природы расширяют кругозор детей, обогащают их новыми знаниями и умениями, способствуют развитию жизненно важных эмоций.

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Поэтому учитель должен знать природу и уметь раскрыть перед учащимися ее богатство, красоту; показать грандиозность перемен в природе; научить любить, охранять и умножать природные богатства. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников, одновременно воспитывается чувство любви к родному краю.

О благотворном влиянии экскурсий на воспитание учащихся писали многие выдающиеся педагоги и методисты (И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д Ушинский, А.Я. Гердт и др.). Так, например, известный методист профессор Б.Е.Райков писал: “Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с ней на экскурсиях, на практических работах в лаборатории, в живом уголке и т.д., учащиеся открывает в ней многое такое, чего они раньше не замечали. Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причинных связях между далекими, казалось бы, явлениями… Работа в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых, с первого взгляда, вещах и наслаждаться той сложностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания”.

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения. На экскурсии учитель направляет внимание детей на самые малоприметные формы растений или животных. Это способствует выработке наблюдательности.

Не каждый учащийся может самостоятельно увидеть красоту родной природы. Учитель обязан помочь ему в этом. И когда школьник прочувствует красоту природы, он потянется к ней и это чувство любви к природе пронесет через всю жизнь. Вот почему учитель должен развивать умение воспринимать красоту природы на протяжении всей экскурсии. Это и зеркальная гладь воды с величавым отражением задумчивой ивы, и гранитный откос, покрытый кустарником, и стремительный поток ручейка среди камней, издающий целую гамму звуков, заход солнца и наступление сумерек. Все это должно быть воспринято учащимися с особым чувством.

Экскурсия является одной из распространенных форм внешкольной работы; она представляет важное звено и в учебной работе, т.к. существенно дополняет и расширяет знания об окружающем мире, помогает глубже познать закономерности развития природы и общества, способствует усвоению культурного наследия прошлого. Она расширяет круг интересов, активизирует познавательную деятельность учащихся, укрепляет связь обучения с жизнью. Экскурсия, с одной стороны, выступает как вполне самостоятельная форма идейно-воспитательной работы, помогающая усвоению культуры, способствующая накоплению человеком духовных богатств и оказывающая влияние на мировоззрение личности. С другой стороны, она может выполнять роль вспомогательных иллюстрированных средств, которые привлекаются с определенной заданной целью. Такая целевая заданность, естественно, не меняет коренным образом сущностной характеристики экскурсии, ибо ее влияние на формирование взглядов, на человеческие эмоции в сочетании с другими средствами воздействия не уменьшается, а возрастает.

Материал экскурсии дает не только новые знания, но и, как уже говорилось выше, обладает большими воспитательными возможностями.

Особое место в школьных экскурсиях занимают учебно-программныеэкскурсии, связанные с прохождением определенного учебного материала. Известно, что основная форма обучения в школе – урок. Экскурсия ни в коей мере не подменяет его, она должна обеспечивать учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном состоянии и окружении, способствовать лучшему пониманию и закреплению полученных в школе знаний, помогать глубокому усвоению последующих разделов учебной программы.

Производственныеэкскурсии благоприятно влияют на выбор будущей профессии. Воспитание и обучение, трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями детей самостоятельно понимать, осмысливать и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. И вот здесь учитель и воспитатель становятся помощниками ребенка, его проводниками в учебном процессе.

Обучение с помощью экскурсий, направленное на развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно – мышления. Это важное направление коррекционной работы обосновано тем, что хотя умственно отсталый ребенок своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. На экскурсии мышление ребенка, несомненно, развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.

Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учащихся, которое играет большую роль и в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе в вне ее. Рассматривая взаимодействие организма и среды, Л.С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают. А в процессе экскурсии учащихся переполняют переживания, эмоции, впечатления, и это откладывает определенный отпечаток на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Орудием человеческого мышления, средством общения и руководством деятельности является речь. У многих умственно отсталых детей имеет место речевое недоразвитие. Во время экскурсии происходит обогащение словаря ребенка, чему способствуют разнообразные задания, выполняя которые, ребенок развивается, совершенствует себя и свое мышление. Отвечая полными предложениями, составляя описания того или иного предмета, анализируя его, ребенок активизирует познавательную деятельность. С помощью “живой” наглядности ребенок тренируется в составлении рассказа, а в заключение экскурсии – и пересказа. В таких условиях речь становится более развернутой и последовательной.

Так как обучение умственно отсталого ребенка опирается в большей мере на процесс памяти, а объем запоминания резко снижен, то в ходе экскурсии нужно тренировать память. Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок. А ведь экскурсия в большей мере состоит из показа, и это как нельзя лучше способствует развитию памяти ребенка.

Приемы коррекционной работы стимулируют компенсационные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют у них формировать новые положительные качества. Для того чтобы правильно организовать работу по исправлению дефектов познавательной деятельности в процессе учения, необходимо учитывать структуру дефекта и закономерности развития ребенка.

На экскурсии осуществляется коррекция восприятия ребенка. Это выражается в специальной организации наблюдений учащихся.

Организуя наблюдения, надо добиваться целенаправленности осуществляемой учениками деятельности. Самый процесс восприятия наблюдаемых объемов должен быть активным. Неполноценность восприятия в значительной мере зависит и от того, что, не умея вскрыть существенные признаки того или иного объекта, дети часто ориентируются на случайные признаки и связи. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Сравнивая объекты, дети устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, таким образом, необходимую аналитическую деятельность. Тут же идет сочетание наглядного образа, слова и практических действий. Все это помогает корректировать нарушенные функции познавательной деятельности ребенка.

На экскурсии также осуществляется развитие словесно-логического мышления. Свойства предметов имеют относительный характер, а поэтому для умственно отсталого ребенка овладение соответствующими понятиями является серьезной трудностью. Основным приемом, который применяется для развития словесно-логического мышления, является показ действия с предметами, сопровождаемый объяснениями учителя. Дети повторяют за учителем не только движения, но и его слова.

Чрезвычайно важно стремиться к тому, чтобы процесс умственной деятельности проходил у учащихся целесообразно, чтобы они умели организовать эту деятельность в заданном учителем направлении, а затем и самостоятельно находить сложные решения.

Кроме учебных ценностей, экскурсии имеют и оздоровительное значение, поэтому экскурсии должны быть спланированы в календарно-тематическом плане, с учетом особенностей класса, сил и возможностей ребят и с учетом использования естественных факторов здоровья.

Минимум учебных экскурсий указывается в программе по учебным предметам.

Таким образом, экскурсии приобретают большое учебно-воспитательное значение при условии, если они хорошо подготовлены, организованы и продуманы педагогом.