logo search
учебник Кикоть ОВД 480 с

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника

Физическое воспитание в органах внутренних дел представляет собой процесс решения определенных образовательно-воспитательных задач, направленных на формирование и развитие физических качеств сотрудников, совокупность которых в решающей мере определяет их физическую работоспособность.

В физическом воспитании можно выделить две составляющие (или части), это: обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т.е. системное освоение сотрудниками в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в служебной деятельности запаса знаний и двигательных умений и навыков. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования сотрудником своих двигательных возможностей в практической деятельности.

Другая не менee существенная сторона физического воспитания — целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле).

В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием. Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (посредством физических упражнений, например), можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность этих изменений приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма. Воспитывая таким путем физические качества, достигают, при известных условиях, существенного изменения степени и направленности их развития. Это может выражаться в прогрессировании тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Таким образом, в процессе физического воспитания развитию физических качеств сотрудника придается направленный характер, что и позволяет говорить об управлении их развитием.

Как видим, обучение движениям и воспитание физических качеств тесно связаны друг с другом. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания.

В целостной рационально организованной практике физического воспитания эти стороны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами воспитания (нравственного, интеллектуального, эстетического и др.). При этом физическое воспитание приобретает значение одного из важных факторов всестороннего развития личности.

Следует отметить, что наряду с термином «физическое воспитание» довольно часто применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности1. Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации (например, прохождение службы в подразделении ОМОН).

В системе работы с кадрами органов внутренних дел физическое воспитание имеет существенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Систематическая работа по физическому воспитанию сотрудников играет роль одного из решающих факторов всего процесса развития личности.

Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для понимания роли физического воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно существенно, что физическое развитие это не только естественный, но и социально обусловленный процесс.

Естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся: закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни; законы взаимообусловленности функциональных и структурных изменений; постепенность и возрастная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер — быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для конкретной личности и общества в целом, обеспечить гармоничное совершенствование и развитие форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательной деятельности.

Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие.