3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
Группы специалистов непрерывно, начиная с 1995 г. осуществляют психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности личного состава, участвующего в проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе — в сводных отрядах, оперативных группах и временных отделах внутренних дел. Психологами Временной объединенной группировки органов и подразделений МВД России только в 2006 г. проведены 2635 индивидуальных психокоррекционных мероприятий, осуществлена индивидуально-консультативная работа с руководителями подразделений и личным составом, организованы и проведены 130 занятий по профессиональной психологической подготовке и тренингов по укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах.
Вместе с тем, потенциал подразделений психологического обеспечения реализован не в полной мере, организация их деятельности нуждается в совершенствовании. Руководство МВД России стремится со своей стороны укрепить позиции психологических подразделений. Так, в соответствии с решением расширенного заседания февральской 2007 г. коллегии МВД России, принимаются дополнительные меры по материально-техническому укреплению психологической службы.
Но и психологи должны научиться в полной мере использовать возможности своей науки, объективно оценивать психологическую работу. Эта оценка должна быть связана с показателями оперативно-служебной деятельности, стабильностью кадрового состава, состоянием морально-психологического климата, дисциплины и законности. Для этого необходимо разработать и утвердить минимальные стандарты психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, и, прежде всего, — городских и районных отделов, подразделений органов внутренних дел на транспорте, строевых и специальных подразделений милиции.
В настоящее время работа психологов оценивается по следующим основным показателям:
организационное обеспечение психологической работы;
качественный состав укомплектованных должностей психологов;
профилактика чрезвычайных происшествий среди сотрудников;
проведение профессионально-психологического отбора;
психологическое сопровождение служебной деятельности в экстремальных условиях;
формирование благоприятного психологического климата;
профессионально-психологическая подготовка и профессио-нальное воспитание.
В настоящее время нужно говорить о принципиально новом подходе к развитию подразделений психологического обеспечения в органах внутренних дел, который должен характеризоваться прежде всего приоритетом высокого уровня компетентности, значительным повышением качества и эффективности деятельности самих психологов параллельно с продолжающимся наращиванием их численности.
Формированию профессионального кадрового ядра психологической службы служит сложившаяся в системе МВД России система их подготовки в ведомственных образовательных учреждениях. Подготовку дипломированных специалистов-психологов осуществляют: Санкт-Петербургский, Московский и Краснодарский университеты, Омская академия МВД России.
Переподготовка и повышение квалификации возложена на Академию управления, Краснодарский университет, Омскую академию, Уральский юридический институт, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России.
Очевидно, что сегодня уже не обойтись без многоуровневой ведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических психологов и научно-педагогических кадров для преподавания психологических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России.
Назрела необходимость расширения преподавания психологических дисциплин в наших учебных заведениях, а также в системе первоначальной подготовки и дополнительного профессионального образования. Речь идет об оперативно-розыскной психологии, психологии предварительного следствия и дознания, курсах практической психологии для участковых уполномоченных, инспекторов профилактики преступлений несовершеннолетних, инспекторов ДПС. Это позволит укрепить авторитет психологической науки, повысить вклад практического психолога органа внутренних дел в совершенствование деятельности наших ведущих служб, перестройку системы воспитательной работы с личным составом.
Требуется дальнейшее развитие специализации деятельности психологов по таким направлениям, как:
профессионально-психологический отбор;
профессионально-психологическая подготовка в процессе оперативно-служебной деятельности;
профилактика профессиональной деформации, суицидального поведения;
предупреждение нарушений служебной дисциплины и законности;
психологическая работа с резервом кадров на выдвижение;
мониторинг социально-психологических процессов в коллективах;
консультирование руководителей по вопросам психологии управления;
психологическая коррекция и реабилитация;
психологический тренинг и другие.
Психологи способны оказать действенную помощь в профессиональном становлении молодых сотрудников, их адаптации к службе, в развитии профессиональных (управленческих) качеств вновь назначаемых руководителей первичного звена. Их вклад в подготовку кадрового резерва, в работу аттестационных комиссий должен быть повышен.
На новом этапе своего развития психологам предстоит выполнять целый комплекс задач, связанных с обеспечением отбора, подготовки, расстановки и развития кадров органов внутренних дел, отвечающих современным требованиям правоохранительной службы; с обеспечением устойчивого и надежного функционирования каждого сотрудника и подразделения; с восстановлением и укреплением доверия населения к милиции.
В целях повышения эффективности отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, сопровождения сотрудников в процессе служебной деятельности, необходимо пересмотреть критерии оценок их морально-психологических качеств, степени психологической устойчивости, организовать проведение специальных психофизиологических исследований личного состава, позволяющих определить мотивы поступления на службу, выявить лиц с корыстными мотивами, склонных к нарушению законности и дисциплины.
Сохраняет свою актуальность психологическое сопровождение всех этапов кадрового отбора кандидатов на службу, внедрение в практику кадровой работы современных инновационных методик, обеспечивающих выявление мотивов поступления на службу в органы внутренних дел, которые исключили бы поступление на службу лиц с корыстной мотивацией, с неустойчивой психикой.
В деятельности психологов краеугольной должна стать работа по социально-психологической и профессиональной адаптации вновь принятых на службу сотрудников, относящихся к группе повышенного психолого-педагогического внимания, а также выпускников образовательных учреждений МВД России, к требованиям службы и профессиональному коллективу, предупреждению личностно-профессиональной деформации, профессиональному саморазвитию и укреплению профессиональной мотивации к службе в органах внутренних дел.
Выпускники образовательных учреждений МВД России — это будущее милиции. Психологи должны оказать им всемерную помощь и поддержку в профессиональном становлении, в овладении практическими навыками работы, во вхождении выпускников образовательных учреждений МВД России в служебные коллективы.
Необходимо усовершенствовать данное направление работы, создать соответствующую систему эффективного взаимодействия сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, наставников, практических психологов, руководителей подразделений, в которых проходят службу эти сотрудники.
Частая сменяемость руководящего состава (особенно, в городском, районном звене органов внутренних дел) привела к тому, что в ряде случаев вновь назначенным руководителям не достает теоретических знаний и практического опыта для проведения воспитательной индивидуально-профилактической работы с личным составом. Отмечается недостаток научной и методической литературы, практических рекомендаций по овладению навыками этой работы.
Задачи подразделений психологического обеспечения связаны и с организацией целостной системы работы с резервом кадров на выдвижение. Она должна включать углубленное социально-психологическое обследование сотрудников и руководителей, рекомендованных на выдвижение по комплексу морально-психологических качеств. В связи с этим важным является участие психолога в аттестации руководящего состава. Резерв кадров должен формироваться на конкурсной основе с учетом способности выдвиженца на вышестоящую должность психологически грамотно управлять служебным коллективом, мобилизовать личный состав на выполнение оперативно-служебных задач, использовать психологический потенциал каждого сотрудника и служебного коллектива в целом.
В этом отношении трудно переоценить роль психологического сопровождения управленческой деятельности руководящего состава всех звеньев в создании условий для профессионального и личностного роста руководителя, способного решать задачи за счет умелого использования рекомендаций психолога, повышения психолого-педагогической культуры, развития социально-психологической компетентности на основе использования современных достижений психологической науки в области современных психологических технологий.
На первый план выдвигается ранняя диагностика и профилактика девиантных, прежде всего деструктивных, в том числе суицидальных форм поведения среди личного состава. Кроме того, необходимо активное использование психологических средств и методов в процессе воспитательной работы с личным составом, признание приоритетности задачи психологического обеспечения предупреждения нарушений сотрудниками служебной дисциплины и законности. Среди задач, которые предстоит решать психологической службе в сфере профилактики девиантных и делинквентных форм поведения, явлений профессиональной деформации, можно назвать следующие:
проведение аналитической работы по выявлению изменений в структуре движения кадров, состояния дисциплины и соблюдения законности (по психологическим показателям);
внесение предложений по совершенствованию и развитию организационно-психологической культуры органов и подразделений, корректировке стиля и методов организации работы с подчиненными;
проведение психологических экспертиз по социально значимым правонарушениям и проступкам, совершенным сотрудниками органов внутренних дел (в рамках служебных проверок) и внесение рекомендаций по их профилактике, улучшению дисциплинарной практики;
разработка рекомендаций для руководителей органов внутренних дел по применению психологически обоснованных приемов и методов при организации и проведении индивидуальной воспитательной работы с личным составом.
Назрела потребность в разработке такого направления работы как психологическое обеспечение деятельности руководителей, прежде всего городских и районных отделов внутренних дел, по укреплению служебной дисциплины среди личного состава.
Надо отметить, что сейчас прослеживается тенденция системного увеличения количества проводимых психологами реабилитационных мероприятий. При этом количество самоубийств среди сотрудников в последние годы стабильно снижается. Именно системность необходима и в организации профилактической работы по укреплению служебной дисциплины.
Следует помнить, что любой проступок, любое правонарушение среди личного состава не может остаться сегодня без внимания психолога, так как их глубинные причины кроются в психологии. Там же, в психологии личности — резерв достоинства, самоуважения и нравственной оценки собственных поступков. В прошлом негативном опыте сотрудника нередко скрыта «пружина» деструктивности, и обязанность психолога помочь ему разобраться в себе и преодолеть тяжелый груз травмирующих душу переживаний.
Психолог должен помочь отыскать для каждого сотрудника, оказавшегося в ситуации психологического кризиса, нравственного или правового конфликта, альтернативный способ преодоления, конструктивного выхода из состояния внутреннего конфликта. Это позволит реализовать стратегию сбережения кадрового потенциала, профилактическую направленность всей системы воспитательной работы.
Требуется активизировать работу психологов и в области социально-психологических исследований служебных коллективов. Цель этих исследований — оценка и коррекция стиля деятельности руководителя, морально-психологического климата, уровня служебной мотивации сотрудников. Данные социально-психологических исследований позволяют повысить системность управленческой деятельности руководителя, получать обратную информацию об эффективности принимаемых управленческих решений, отслеживать настроения личного состава и своевременно их корректировать.
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев прямо говорит о необходимости осуществлять комплексный мониторинг социально-психологического климата в служебных и учебных коллективах, организовать информирование руководителей всех уровней о морально-психологическом состоянии личного состава с принятием действенных мер по его стабилизации.
Такая работа должна быть нацелена на оказание психологической помощи в преодолении различного рода кризисных ситуаций, трудностей общения, в разрешении конфликтов и налаживании взаимоотношений, в использовании социально-психологических приемов и способов управления людьми, на обеспечение психологически устойчивой деятельности коллектива в различных напряженных и экстремальных ситуациях.
Психологам следует принимать более активное участие в организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, в обеспечении индивидуальной воспитательной работы. В частности:
обучении сотрудников психологически грамотным, умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
совершенствовании навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений психологической науки и практики, передовых форм и методов работы;
формировании профессиональной культуры и развитии профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях;
обучении сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;
поддержании у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, грамотно используя психологическое воздействие, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
формировании высокой психологической устойчивости сотрудников, развитии у них профессиональной наблюдательности, бдительности, мышления и других важных психологических качеств;
совершенствовании навыков общения с различными категориями граждан и эффективного решения оперативно-служебных задач психологическими средствами;
разработке для руководителей органов внутренних дел, кадровых подразделений рекомендаций по применению в работе с сотрудниками мер социально-психологического, индивидуально-воспитательного и реабилитационного характера.
формировании и развитии культуры общения с гражданами, коммуникативной и социально-психологической компетентности руководителей всех уровней.
К сожалению, еще не все руководители понимают сегодня, что сотрудник органа внутренних дел большую часть времени при выполнении служебных обязанностей проводит в негативной среде, в остроконфликтных ситуациях. И этот отпечаток постоянно присутствует в его жизни: и в семье, и на работе, и на отдыхе. Сотрудник постоянно находится в состоянии напряженности, риска.
Руководителям следует проявлять свою компетентность в работе с личным составом, умение опираться на возможности психологической науки и практической психологии.
Психологическая компетентность представляет собой структурную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия1. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания различных видов профессиональной компетентности. А. А. Деркач и соавторы обосновали структуру психологической компетентности, включающую несколько взаимосвязанных подструктур:
социально-перцептивная компетентность (знание людей, основу составляет наблюдательность и проницаемость);
социально-психологическая компетентность (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу), в том числе конфликтологическая;
аутопсихологическая компетентность (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
коммуникативная компетентность (знание о различных стратегиях и методах эффективного общения);
психолого-педагогическая компетентность (знание методов осуществления влияния, информационно-психологического воздействия).
От психологической компетентности первых руководителей, от их заместителей по работе с личным составом во многом зависит правильная постановка задач, создание необходимых условий для их работы, возможности для наращивания вклада психологов не только в работу с личным составом, но и в решение основных задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел. Психологи с гордостью носят милицейские погоны и нацелены на большую отдачу от своей работы.
В интересах более эффективного решения задач, определенных руководством МВД России в сфере работы с кадрами и ведомственного профессионального образования, психологическая службы должна вступить в новый этап своего развития, а психологи — увидеть горизонты своего профессионально-должностного роста (см. рис. 2).
Рис. 2. Перспективы развития психологического обеспечения в органах внутренних дел.
Реализация вышеперечисленных направлений совершенствования психологического обеспечения работы с личным составом должна способствовать консолидации подчас еще разрозненных сил и средств, росту взаимопонимания, согласованности представлений, интересов и действий различных субъектов работы с личным составом — от первого руководителя до сотрудников-наставников. Психолог уже стал необходимым и равноправным субъектом работы с личным составом, генератором новых идей и подходов в этой деятельности.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий