logo search
методичка ГАК

Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»

1. Сущность, содержание и структура педагогической деятельности.

2. Стили педагогической деятельности

3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы.

4. Инновационная направленность педагогической деятельности.

1. Сущность, содержание и структура педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Профессионально-педагогическая деятельность, как и любая, с точки зрения психологов, имеет цель, мотивы, способы и приемы.

Целью профессионально-педагогической деятельности является подготовка конкурентоспособных выпускников начальной профессиональной школы, способных удовлетворять потребности общества и работодателя.

Указанная цель профессионально-педагогической деятельности определяет средства и способы ее осуществления в начальной профессиональной школе.

К таким средствам относятся:

- учебное оборудование: станки, инструменты, материально-техническая база учебных мастерских;

- оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, техническими средствами, позволяющими на высоком методическом уровне преподавать теоретические общепрофессиональные и специальные дисциплины;

- наличие социальных партнеров и работодателей, заинтересованных в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих на базе той или иной начальной профессиональной школы;

- принятая концепция формирования конкурентоспособных рабочих.

К способам осуществления профессионально-педагогической деятельности следует отнести методы и формы преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, методику практического обучения будущих рабочих, принятые в начальной профессиональной школе показатели и критерии качества учебно-воспитательного процесса.

Результат профессионально-педагогической деятельности представляет собой конечный продукт процесса преобразования: конкурентоспособный работник, который был выращен из мало что умеющего делать школьника, а теперь в совершенстве овладел рабочей 7асс7ссиией, приобрел высокий рабочий разряд (не ниже 4-го).

Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя выступает как процесс реализации системы педагогических функций и решения различных по природе педагогических задач. Преподаватель теоретического обучения, осуществляя профессионально-педагогическую деятельность, с одной стороны, реализует проектировочную, конструктивную, прогностическую коммуникативную, управленческую и другие функции, а с другой – оценивает успешность их выполнения, сопоставляя с поставленными в ходе образовательно-воспитательного процесса задачами.

Мастер производственного обучения – непосредственный руководитель и воспитатель учащихся, отвечающий за качество их практической подготовки, приобретение ими высокой рабочей квалификации.

Цель профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения – сформировать у будущих рабочих профессиональное мастерство, обиться формирования у каждого из них способности самостоятельно добывать необходимые знания и на этой основе совершенствовать профессиональные умения и навыки для качественного изготовления заказчику продукции – кулинарной, швейной, столярной и т.д.

Средства профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения определяются оснащенностью учебной мастерской, характером взаимодействия учебной группы с преподавателем общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Способы профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения зависят от избранной методики преподавания, индивидуального стажа деятельности, уровня собственной рабочей квалификации.

Общий результат профессионально-педагогической деятельности складывается из промежуточных результатов, определяемых после 8аждого практического занятия в учебных мастерских.

В содержании инженерно-педагогической деятельности мастера производственного обучения можно выделить два значимых компонента:

- педагогический компонент – организация обучения и воспитания;

- производственно-технологический компонент – разработка производственно-технической документации, обеспечение производственного процесса в учебных мастерских, обслуживание материально-технической базы лабораторий и кабинетов, освоение новых технологических процессов, техники.

В структуре профессионально-педагогической деятельности 8асстера производственного обучения выделяют восемь составных частей:

1) деятельность, предваряющая учебно-воспитательный процесс;

2) практическое обучение;

3) внеурочная воспитательная работа;

4) производственно-технологическая деятельность;

5) обеспечение режима работы учебной группы и училища;

6) повышение квалификации;

7) профориентация;

8)техническое творчество.

Традиционно основными видами профессионально-педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественности, родителями.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.