logo search
брунов б

Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида

Известно, что именно эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Очевидно, что эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы естественно затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей в отношении самостоятельного творчества. Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственного отсталых детей, развитию и удовлетворению духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности.

Красота – источник нравственного богатства человека. Представление о прекрасном, о возвышенном и величественном в мыслях, чувствах, переживаниях формируется у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней его пребывания во вспомогательной школе. Поэтому особенности развития умственно отсталых детей вызвали необходимость создания специальной программы эстетического воспитания, нацеленной на творческое использование в условиях вспомогательной школы общепринятых методов и разработку специфических методов.

Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому, что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес; организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение.

Благодаря этому за время пребывания во вспомогательной школе ее воспитанники значительно продвигаются в своем эстетическом развитии, хотя, конечно, и не достигают того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное, а многие из них овладевают элементами художественного творчества.

В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.

Под развитой человеческой личностью понимается личность, обладающая определенным мировоззрением, осознающая свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющая самостоятельно действовать для реализации этих целей. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах эстетики, морали и нравственности. Поэтому одна из главнейших задач вспомогательной школы – коррекция дефектов развития аномальных детей.

В последние годы внимание теоретиков педагогической науки и педагогов-практиков как у нас в стране, так и за рубежом обращено на пересмотр концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания этого обучения в связи с изменившимися социально-экономическими условиями.

На основе закономерностей, которые заложены в научных и практических подходах, была создана программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.

Исходными теоретическими положениями данной программы являются общепризнанные закономерности развития детей в норме и при патологии. Увиденное Л.С.Выготским1 и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка заложило основу для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В его трудах доказано, что социальная среда воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных нарушений и вторичныхотклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения. Дальнейшую разработку идей Л.С.Выготского мы находим в трудах его учеников: Л.И.Божович2, А,В.Запорожца3, Р.Е.Левиной, А.Р.Лурия, Н.Г.Морозовой, Д.Б.Эльконина4, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой. Их исследования внесли весомый вклад в развитие отечественной психологии и педагогики.

Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к жизни и труду. Согласно теории Л.С. Выготского, при воспитании аномального ребенка необходимо:

Затрагивая вопросы эстетического воспитания во вспомогательной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляются практическими знаниями. Во-первых, эстетическое воспитание во вспомогательной школе строится по определенным этапам развития умственно отсталого ребенка. Во-вторых, эстетика – наука “всепроникающая”. Она пронизывает все дисциплины, преподаваемые во вспомогательной школе.

Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственно отсталых учащихся, развитию и удовлетворению его духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности. Все нравственные богатства, созданные человеком, должны войти в сердца умственно отсталых детей. Человеческая красота, входя в духовную жизнь умственно отсталых детей, заставляет задуматься над собственными поступками. В итоге мысли, чувства, отношения между сверстниками одухотворяются нравственной красотой.

Известно, что ребенок не рождается с эстетическими задатками и эстетической потребностью, ее нужно привить умственно отсталому ребенку, научить видеть, любить красоту природы, искусства, жизни, и поэтому очень важно сформировать эстетическую потребность в красоте. Этого можно достичь путем применения комплексного подхода, т.к. только такой подход позволяет более эффективно воздействоватьна развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его чувств, убеждений, положительных качеств (отзывчивости, доброты, внимательности) личности.

Специалистам, работающим в области воспитания детей с отклонениями в развитии, необходимо связывать в процессе всей коррекционно-воспитательной работы формирование адекватного поведения детей с гармонизацией их отношений со сверстниками и взрослыми. При этом закладываются основы нравственных чувств: взаимопомощи и отзывчивости, доброты и терпения, опыт реализации которых дети приобретают в повседневной жизни.