logo search
брунов б

2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью

Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое неразрывно связано с этическим – это научное положение лежит в основе методологии эстетического воспитания. Таким образом, красота и нравственность способствует развитию личностных качеств ребенка.

Эстетическое воспитание предполагает:

1) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;

2) эмоциональное отношение ко всему окружающему;

3) стремление к самостоятельному художественному творчеству;

4) наличие эстетических и нравственных суждений.

С.М.Миловская в статье “О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы” отмечает немаловажную роль эстетического воспитания в коррекции личности.

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно прежде всего включено в сферу педагогического воздействия. Чувства ребенка обогащаются, что способствует выработке эмоциональных дифференцировок. У всех учащихся вспомогательной школы имеется нарушение нормального развития психических процессов и качеств личности. Они нуждаются в коррекции не только умственного развития, но и эмоциональной сферы. У большинства из них наблюдается некоторое отставание или отклонение в физическом развитии (резкое снижение мышечного тонуса, патологическая замедленность в движениях и т.п.). Все эти особенности учитываются опытными учителями-дефектологами при выборе соответствующих приемов воздействия. Школа не только учитывает указанные психофизические особенности, но и стремится их сгладить или по возможности преодолеть в процессе коррекционного воздействия.

Прежде всего, согласно исследованиям Н.М.Стадненко, К.И.Вересотской, отмечается значительное своеобразие восприятия у детей-олигофренов: оно замедленного темпа, сужен объем воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой обстановке. Для них характерна и недостаточная дифференцированность, и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, дети не могут всматриваться в детали, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить важные и характерные признаки. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенным и нередко искаженным. Это накладывает отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.

Ученики школы VIII вида весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они не понимают явлений перспективы, не различают светотени, слабо дифференцируют промежуточные цвета и оттенки, ошибаются при узнавании сходных по начертанию объектов. Довольно часто дети допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажакартины, а переживания героев не улавливают или толкуют их примитивно; движения и позу персонажей не связывают с их эмоциональным состоянием.

Учащиеся совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (оперным спектаклям, музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.

Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков учащихся является характерное для многих из них отставание в физическом развитии и, прежде всего, в двигательной сфере. А это отрицательно влияет на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-ритмической деятельностью, хореографией, ручным трудом.

Обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность.

Этому способствует умелое сочетание методов эстетического воспитания, которые условно подразделяются на:

-словесные,

-наглядные,

-практические.

Так, рассматривание картинок, демонстрация диафильмов, фильмов, наблюдения за природой невозможны без словесного пояснения, это необходимо и при организации занятий по рисованию, лепке, аппликации. Специфичным в воспитании умственного отсталых школьников является именно то, что с непосредственным воздействием наглядности должны обязательно сочетаться словесные пояснения, потому что чувства детей наиболее ярко выявляются в результате хорошо организованного впечатления.

Решая задачи эстетического воспитания, воспитателю следует приложить специальные усилия к формированию образной речи, чего так недостает в устных высказываниях умственно отсталых школьников. Для этого рекомендуется проводить разнообразные лексические упражнения во время прогулок, занятий ручным трудом, в процессе подготовки к праздникам и т.д.

Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность, сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

У педагогов вошла в поговорку фраза: “Эстетическое воспитание школьника начинается с входа в школу”. Красивое оформление всех школьных помещений – классов, спален, залов, столовой, поддержание в них чистоты и порядка, опрятная и скромная одежда учащихся и педагогов воспитывают аккуратность, бережливое отношением к школе, вещам. Ведь и “стены могут воспитывать”, и “одежда свидетельствует о культуре человека”.

Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Комплексный подход способствует эффективному воздействию на развитие эмоционально-волевой сферы, на формирование чувств и убеждений.

В школе VIII вида эстетическое воспитание - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании благоприятных педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.

Эстетическое воспитание призвано корректировать дефекты психического и физического развития, заботиться о становлении личности каждого ребенка подготавливая его к самостоятельной жизни.

В ходе эстетического воспитания значительно расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется внимание, воля, другие положительные качества личности Общение с прекрасным вызывает потребность вникнуть в его существо, а умелое руководство педагога побуждает к некоторым новым мыслительным операциям. Накопление запаса художественно-эстетических представлений укрепляет память умственно отсталых школьников; включение их в художественную деятельность снижает моторную скованность, способствует формированию навыков культурного поведения.

Создание эстетической атмосферы вызывает у умственно отсталого ребенка чувство удовольствия, восхищения, побуждает к общению с прекрасным, формируя соответствующие интересы и потребности.

Вопросы эстетического воспитания рассматривали В.А.Артемова, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон, Они подчеркивают, что этот процесс -сложная, многогранная деятельность, включающая в себя не только эмоциональные, но и интеллектуальные, волевые процессы. Как отмечается в исследованиях вышеуказанных авторов, у детей-олигофренов нарушено звено переработки информации, поступающей по всем каналам восприятия. По свидетельству И.Н.Соловьева, анализ внешних раздражителей у них осуществляется значительно грубее, чем у учащихся массовой школы.

Участие аномальных детей в практической (художественной) деятельности представляет богатейшие возможности для проведения многообразных сенсорных упражнений, что оказывает значительное коррекционное воздействие на деятельность воспринимающих органов. Эстетическое восприятие – это эмоциональный процесс. Поэтому мероприятия, направленные на его развитие, организуются в направлении возможного преодоления дефектов у учащихся в области эмоций.

Недостатки эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов проявляются ярко, многообразно. Группируя их, М.С.Певзнер (1959) выделяет учащихся, у которых своеобразие эмоций и воли проявляется в поведении особенно заметно. М.С.Певзнер выделяет детей, проявление эмоций у которых протекает менее заметно, вяло; такие дети безразличны к воздействующим раздражителям, индифферентны. Но встречаются дети, у которых не имеется грубых нарушений эмоционально-волевой сферы.Умственно отсталым детям свойственно выражение крайнего проявления радости или огорчения. Некоторым учащимся свойственно неадекватное проявление чувств в той или иной ситуации, реагирование на определенную положительную ситуацию отрицательными эмоциями и наоборот.

Как пишет Л.В.Занков1, переживания неуспеха у одних детей часто не достигает значительной степени остроты. У других олигофренов наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Эмоциональная реакция таких детей может быть к тому же очень длительной.

Поэтому перед учителями и воспитателями стоит очень важная задача: добиться более глубокого понимания детьми окружающей действительности и ее

адекватного эмоционального восприятия. В процессе эстетического воспитания заметно расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется воля, внимание. Накопление запаса художественно-эстетических представлений укрепляет память, а включение в творческую деятельность способствует преодолению моторной скованности.

Особенность эстетического воспитания заключается в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, побуждает к общению с прекрасным, создает эмоциональную атмосферу. Но стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

В процессе целенаправленной и систематической работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательнаядеятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Эстетическое воспитание возможно на определенном уровне развития анализирующего восприятия. Восприятие приобретает характер эстетического лишь в том случае, когда у учащихся развиты эстетические чувства.

Известно, что эстетическое воспитание ребенка начинается еще до поступления в школу. С миром звуков и красок ребенок знакомится дома, в детском саду. Уже тогда он тянется к красивым вещам, игрушкам, картинкам.

В школе благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакции становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

Таким образом, эстетическое воспитание - это комплексный процесс, не терпящий ни бессистемности, ни шаблона.