logo search
мрр семинары

Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа ю. Дмитриева «Сосновый лес»

(Из дипломной работы М. Земляной, науч. рук. В. И. Логинова)

Программное содержание:

1. Учить детей пересказывать текст, сохраняя его стиль, последователь­ность изложения.

2. Учить детей строить грамматически правильные высказывания.

3. Расширять словарь детей за счёт новых слов и словосочетаний: хмурый, приветливый, березняк, дубрава, хвоя, опавшие.

4. Учить внимательно рассматривать картину, слушать и оценивать пере­сказы детей.

Ход занятия.

Внесение картины И. Шишкина «Сосновый бор». Рассматривание и беседа по картине.

— О чем рассказывает картина?

— Какими словами можно сказать про сосновый лес?

— Какие краски использовал художник, изображая стволы деревьев? Хвою? Землю в лесу?

Чтение рассказа Ю. Дмитриева: «Некоторые люди не любят сосновый лес. Он кажется им хмурым, неприветливым. Конечно, в сосновом лесу не так много красок как в березняке или дубраве: стволы деревьев темные, хвоя — тоже, а на земле — ни кустика, ни травинки.

Вся земля в сосновом лесу покрыта опавшими иголками. Их так много на­копилось за долгие годы, что трава уже не может расти, не может пробиться сквозь этот толстый слой.

Но я люблю сосновый лес. Здесь и пахнет как то особенно хорошо и ды­шится легче».

Беседа по содержанию рассказа:

— Почему некоторым людям не нравится сосновый лес?

— Как в рассказе говорится о земле в лесу?

— Почему в сосновом лесу мало зелени, травы?

— Как вы думаете, почему автор любит сосновый лес? Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Обучающая оценка детских пересказов.