logo search
брунов б

5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников

В эстетическом воспитании учащихся вспомогательной школы музыке отводится одно из главных мест. Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. Коррекция нарушений осуществляется путем участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.

В процессе формирования музыкально-ритмических знаний происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки положения собственного тела в пространстве.

Музыка, отражающая действительность в художественных звуковых образах, обладает огромной силой эстетического воздействия, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует воспитанию художественного вкуса.

Вопрос о влиянии восприятия музыки на личность умственно отсталого ребенка давно привлекает внимание дефектологов. В трудах Э.Сегена, Ж.Демора и других педагогов прошлого делались попытки осветить и истолковать реакции аномальных детей на музыку. Выдающийся французский дефектолог Эдуард Сеген отразил стремление детей к музыке в труде “Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей”. Сеген констатирует, что аномальные дети живо реагируют на музыкальное звучание: “Я не видел идиотов, которые не выражали бы живейшего удовольствия, слушая музыку”. От отмечает, что реакция на музыку у аномальных детей оказывается различной. Заторможенных детей музыка часто выводит из оцепенения. Дети начинают двигаться, перемещаться ближе к источнику звучания, пытаются что-то подпевать. На некоторых, сильно возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее действие. Под ее влиянием у отдельных из них прекращаются буйные припадки, утихают вспышки аффекта.

Э.Сеген констатирует наличие у некоторых своих воспитанников хорошие музыкально-слуховые данные. Такие данные обнаруживаются даже у некоторых из тех умственно отсталых, для которых характерно грубое нарушение интеллекта. Отдельные из них верно пели, хотя говорили плохо и с трудом.1

Подчеркивая относительную сохранность музыкально-слуховой сферы у некоторых из умственно отсталых детей, Э.Сеген вместе с тем констатирует, что указанные возможности реализуются очень неполно. Даже при хорошем слухе дети часто не умеют слушать музыку, быстро отвлекаются. Несмотря на это, Сеген считает музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на умственно отсталого ребенка.

Бельгийский дефектолог Ж.Демор широко использовал музыку на занятиях ритмической гимнастикой. Несмотря на то, что в его практике музыке отводилась чисто служебная роль, ее использование служило средством музыкального воспитания аномальных детей. Музыкальное сопровождение давало возможность учащимся упражнятьсяв различении динамических темповых оттенков, учащиеся овладевали умением выделять части музыкального произведения. Выполнение движений под музыку способствовало развитию чувства ритма.

Большое значение занятием музыкой с умственно отсталыми детьми придавал советский дефектолог А.Н.Граборов. В “Очерках по олигофренопедагогике” он подчеркивал большую роль музыки в коррекционно-воспитательной работе. А.Н.Граборов отмечал особую важность работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки. Приэтом смысл музыкально-воспитательной работы он видел в том, чтобы “…пробудить у учащихся интерес к музыке, ввести их в круг музыкальной литературы, воспитать вкус к музыке…”. А.Н.Граборов считал, что учащиеся должны слушать музыку не только на уроках, но и во внеурочное время. Такое прослушивание должно носить систематический характер и осуществляться по специально разработанной программе.1

А.Н.Граборов рекомендует особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала. Так, например, он советует использовать доступные, яркие и выразительные произведения. Ведь известно, что средствами музыки можно глубоко и полно отражать мир человеческих чувств. В музыке своеобразно отражаются многообразные явления окружающей действительности.

Музыка вызывает у слушателей разнообразные эмоциональные переживания. Сила ее воздействия на эмоциональную сферу человека зависит от того, насколько полно она опосредуется сознанием. Понимание содержания музыкального произведения и осознание исполнительных выразительных средств обогащает и углубляет эстетические чувства.

На музыкальных занятиях у детей воспитывается положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, переживания, средствами музыки воспитывается эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

Музыкальное воспитание учащихся 1 класса необходимо начинать со слушания музыки. Вводить умственно отсталых школьников в мир музыки следует на основе прослушивания небольших инструментальных пьес или детских песенок. Все это создает почву для формирования в дальнейшем музыкально-практических навыков.

Опыт многих вспомогательных школ это подтверждает. Слушание музыки должно носить систематический характер.

Занятия по музыкальному воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

- слушание музыки,

- пение,

- музыкально-дидактические игры,

- музыкально-ритмические движения.

Целью уроков пения и музыки, проводимых во вспомогательной школе, является воспитание эстетических чувств учащихся и формирование у них музыкальной культуры. Разумеется, уроки выходят за рамки только эстетического воздействия и выполняют также специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы.

В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Ведущее место в музыкально-эстетическом воспитании учащихся занимает хоровое пение. Особое внимание уделяется песенному репертуару, а также выбору методических приемов и средств вокально-хорового обучения с учетом своеобразия каждого ребенка. Хорошо зная интеллектуальные, речевые, эмоционально-волевые особенности детей, учитель пения не только вовлекает каждого из них в коллективную деятельность, но и побуждает к исправлению имеющихся недостатков.1

Работа над песней во вспомогательной школе занимает больше времени, чем в массовой школе. Очень важна организация первого прослушивания. Также работа над песней предполагает работу над выразительностью исполнения. Выразительное, культурное исполнение повышает эстетическую ценность занятий пением. Красивое, слаженное пение формирует эстетический вкус, способствует пониманию красоты музыкального произведения, рождает гамму чувств.

Эмоциональные реакции аномальных детей на музыкальное произведение являются довольно общими, недифференцированными. Их эмоциональный отклик выражается чаще только в форме радости или печали. Более тонкие нюансы чувств проявляются очень редко.

Первостепенное значение в работе над песней имеет правильный выбор репертуара. Необходимо, чтобы выбранные песни отвечали определенным эстетическим требованиям, а их исполнение способствовало музыкальному развитию школьников.

Дети очень любят слушать и исполнять песни комического, лирического или драматического содержания. Детям младших классов, кроме звукоподражательной музыки, в которой слышатся голоса, звуки музыкальных инструментов, можно предлагать для исполнения песни, сопровождающиеся различными движениями.

Но очень важно отметить, что именно народная песня, фольклор, являющийся материалом, наиболее доступными для осознания, понимания и копирования, позволяет выявить и скорректировать индивидуальные особенности каждого ребенка.2

Частые музыкально-фольклорные праздники дают детям, в них участвующим, прочувствовать свою значимость, полезность, уверенность в своих силах, воспитывают чувство собственного достоинства. Занятия музыкой положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся, совершенствуют нравственные качества личности. Они способствуют интересному и увлекательному заполнению досуга, создают условия для развития художественных склонностей.

Успех музыкального воспитания в значительной мере зависит от квалификации педагогов.