22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
cos x=a, cos x>a, cos x<a относится к простейшим тригоном. ур-иям и нер-вам, поэтому целесообразно изучать их методом УДЕ, т.е. рассматривать параллельно. Записи можно вести в таблице
cos x=a | cos x>a | cos x<a |
|
|
|
Начать следует с рассмотрения частных случаев: а=о, 1, -1. Далее рассматривают табличные значения а, например, cos x = 1/2 имеет две формулы корней
x1 = π/3 + 2πk, где k Z.
x2 = - π/3 + 2πk, где k Z.
Которые можно объединить в одну:
x = ± π/3 + 2πk , где k Z.
Потом возникает вопрос записи решения при нетабличных а, например, cos x = 2/3
Рассуждения проводятся аналогично
x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = - t1+ 2πk, где k Z.
x = ± t1 + 2πk, где k Z.
Остается выяснить, чему равно t1. Вводится определение arсcos а, где а от -1 до 1. В итоге получаем общую формулу
x = ± arccos а+ 2πk, где k Z.
Вводятся свойства arccos а.
Рассмотрим аргумент урока по введению этих понятий.
В актуализации следует дать задания следующего типа:
1). Вычислить значения: cos π/3 ; cos π/6; cos π/4; cos π; cos 0; cos π/2. cos 2π/3; cos 2π/6 ; cos 3π/4.
2). Косинус какого угла равен 1/2; 0; ; 1; ; –1/2; – , если ?
В общем виде уравнение выглядит как: cosx = a.
Рассмотрим это уравнение для табличных значений а. Записи будем вести в таблице. Рассмотрим cosx = 0. Как мы его решали это уравнение?
У: с помощью числовой окружности. Отметим точку, абсцисса которой равна 0. Проведем прямую через эту точку параллельную оси Оу. Точки пересечения данной прямой с окружностью и есть решение данного уравнения.
x = π/2 + πk, где k Z.
П: Решим соответствующее неравенство со знаком больше cos x > 0. Что будет являться решением этого неравенства?
У: решением данного неравенства будет множество точек единичной окружности, лежащее правее прямой х=0.
-π/2 +2 πk < x < π/2 +2 πk, k Z.
П: третий столбец таблицы заполняется самостоятельно.
У: π/2 +2 πk < x < 3π/2 +2 πk, k Z
Аналогичная работа происходит и для а=1, а=-1.
cos x=a | cos x>a | cos x<a |
cos x = 1, x = 2πk, где k Z.
| cos x >1 решения нет | cos x <1 x ≠ 2πk, k |
cos x = -1, x = π + 2πk, где k Z.
| cos x >-1 x≠ π +2πk, k | cos x<-1 решений нет |
cos x = 1/2, x = ± π/3 + 2πk , где k Z. | cos x >1/2 - π/3 + 2πk < x < ± π/3 + 2πk, где k Z | cos x<1/2 π/3 + 2πk < x < 5π/3 + 2πk, где k Z |
Мотивация.
Далее предлагается решить следующую задачу: косинус какого угла равен 2/5 (не могут решить). Итак, целью нашего урока является «Найти решение уравнения cos x = а ».
Содержательный этап.
П: Отметим точку, абсцисса которой равна 2/5 . Проведем прямую через эту точку параллельную оси Оу. Точки пересечения данной прямой с окружностью и есть решение данного уравнения.
П: Обозначим эти точки t1 и t2. Тогда как запишется решение этого уравнения?
У: x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = t2+ 2πk, где k Z.
П: Как связаны t1 и t2?
У: t2 = -t1 . Тогда
x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = - t1+ 2πk, где k Z.
Их можно объединить x = ± t1 + 2πk, где k Z.
П: Т.о., надо найти t1.Очень часто приходится решать уравнения типа cos x= a, где а от -1 до 1 и а не является табличным значением. Для этого в математике вводится понятие arcсos числа а. Сформулируем определение: арккосинусом числа а из [-1,1], называется такое число из [0, π], косинус которого равен а.
П: Чему будет тогда равно t1 из нашего примера?
У: t1=arccos 2/5 . Тогда x = ± arccos 2/5+ 2πk , где k Z, так как t1 из [0, π] .
П: Т.о., получим общую формулу для решения уравнения cos x= a, где а от -1 до 1.
x = ± arcсos а + 2πk , где k Z.
П: Решим теперь неравенство cos x >2/5. Что будет являться решением этого неравенства?
У: решением данного неравенства будет множество всех точек единичной окружности, лежащее правее прямой х=2/5.
П: Запишите решение этого неравенства.
У: -arccos2/5 + 2πk<x< arccos2/5 + 2πk, где k Z.
П: решите неравенство cos x<2/5.
У: решением данного неравенства будет множество всех точек единичной окружности, лежащее левее прямой х=2/5.
Arccos2/5 + 2πk < x < 2π- arcos 2/5 + 2πk, где k Z
П: Сделаем вывод, какое будет решение неравенства cos x>a?
У: -arсcos а + 2πk < x < arсcos а + 2πk , где k Z
П: какое будет решение неравенства cos x<a?
У: arсcos а+2πk < x < 2π-arсcos а+2πk, где k Z
П: Вернемся к понятию арккосинуса. Применяя определение, найдите значение выражения:
arccos ( ); arcсos (1/2);arccos (– ); arcсos (–1/2)
У: arccos ( ) = π/4; arcсos (1/2) = π/3; arccos (– )= 3π/4; аrсcos (–1/2) = 2π/3
П: как можно представить π/4, 2π/3
У: 3π/4 = π- π/4, 2π/3 = π- π/3
П: Выразите arccos(– ) через arccos( ), аrсcos (–1/2) через аrсcos (1/2)
У: arccos (– )= π/4=π- π/4 =π- arccos( )
аrсcos (–1/2) = 2π/3=π- π/3=π- аrсcos (1/2)
П: как вычислить значение arccos (– а)?
У: arccos (– а)=π- arccos ( а)
Далее подводятся итоги урока.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов