logo search
учебник Кикоть ОВД 480 с

2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России

В условиях построения в России демократического государства права человека становятся ключевой категорией при оценке социальной значимости деятельности системы МВД России и определении социально-педагогического резонанса этой деятельности в обществе. Законодательно закрепленные цели и задачи системы МВД (борьба с преступностью, профилактика правонарушений, укрепление законности и правопорядка) позволяют определить ее как специфическую государственную структуру, стержневой социальной и профессиональной функцией которой является целенаправленная деятельность по защите прав человека.

Борьба с преступностью, укрепление законности и правопорядка по сути являются средствами защиты прав российских граждан на жизнь, здоровье, честь, достоинство, владение имуществом и др., т.е. тех прав, которые отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Соответственно, общественная оценка и социально-педагогический резонанс (т.е. отношение к системе МВД) в первую очередь определяются тем, насколько эффективно эта система защищает права человека.

Другим, не менее важным критерием оценки системы МВД является соблюдение прав всех граждан, с которыми сотрудники вступают в профессиональное взаимодействие. Особенно это актуально при работе с задержанными и подследственными. Ограничивая на основании закона свободу человека и, как следствие, лишая его ряда объективных возможностей защищать свои права, государственные органы не могут не взять на себя ряд обязательств по такой защите, выраженных в первую очередь в требованиях к действиям личного состава и условиям содержания задержанных и подследственных. Специальная задача здесь — защита основной части задержанных и подследственных от запугивания, насилия, издевательств и т. д. со стороны их отрицательно настроенной части или криминальных элементов на воле. Особым направлением работы является также защита свидетелей и потерпевших, на которых криминальные и асоциальные элементы могут оказывать самые различные формы давления, вплоть до шантажа, угроз или прямого насилия.

Специфической задачей системы МВД выступает сегодня решение вопроса о соблюдении прав человека по отношению к своему персоналу, особенно — в плане его физической и социальной защищенности. Добровольно поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин берет на себя ряд дополнительных обязательств перед государством, связанных в том числе и с возможностями реализации им прав человека, в особенности таких базовых, как право на жизнь, здоровье, свободу передвижения и т. д. Это требует дополнительных мер, позволяющих ему реализовывать свои права в объективно возможном объеме наравне с другими законопослушными гражданами. Например — в сфере медицинского обслуживания, т. к. специфика службы в МВД вынуждает принимать дополнительные меры по сохранению и восстановлению здоровья сотрудников.

Несомненно, решение проблемы соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел по всем названным направлениям требует системного подхода, выходящего во многом за рамки компетентности самой системы МВД. Такой подход предусматривает рассмотрение ее во взаимосвязанном двуединстве. Органы внутренних дел — это, с одной стороны, объект комплекса воздействий, управляемых и неуправляемых, определяющих картину соблюдения прав человека в данной системе. Это и сложные, недостаточно регулируемые процессы в социуме, и целенаправленная деятельность государства и общества по совершенствованию правовой базы правоохранительной деятельности, ее финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, повышению эффективности государственного и общественного контроля за ее деятельностью и т. д. Здесь сфера инициативы и ответственности в вопросе соблюдения прав человека в органах внутренних дел ограничена их объектным состоянием. С другой стороны, как уже говорилось, органы внутренних дел выступают в качестве самостоятельного субъекта деятельности по соблюдению прав человека, имеют здесь свои собственные возможности, права и обязанности. В этих границах определяется ответственность самих органов внутренних дел за соблюдение прав человека в их деятельности. В значительной мере общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел определяют сами сотрудники и характер их взаимодействия с различными группами населения. А поскольку речь идет о человеке и межличностном взаимодействии, имеются возможности применения данных педагогической науки, педагогических подходов, методов и методик.