logo search
брунов б

2. Психологическая характеристика школьного класса

В практике работы школ коллективом детей, принято, как правило, считать класс. При включении личности в классный коллектив может возникнуть ряд трудностей:

  1. отсутствие потребностей в общении;

  2. неумение подчинять свои интересы коллективным;

  3. низкий уровень активности и самостоятельности;

  4. неумение самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке.

Эти трудности связаны с тем положением, которое ребенок занимает в семье. Внутри класса складываются отдельные группы детей, связанных между собой более тесно. Учитывать эту дружбу детей и направлять их склонности и возможности в положительное русло – важная задача педагогов. Стремление к избирательной дружбе необходимо всячески поддерживать и помогать развитию этих отношений на здоровой основе. Случается, что для ребенка именно эта неофициальная группа становится очень важной, и оценки своего поведения, которые он получает здесь, для него порой более существенны, чем остальные. Наибольшее влияние на развитие и поведения человека оказывает та группа, которую сам он считает своей, о которой он говорит: “мы”. Именно с мнением этой группы личность считается, на ее оценки ориентируется, ее “суд” считает самым важным. В социальной психологии такая наиболее важная для личности группа получила название референтной, или эталонной.

Референтной для ученика может оказаться узкая группировка внутри класса, состоящая из двух-трех человек. Референтной группой для подростков может стать и “дворовая компания”.

Итак, детская группа – это формирующийся коллектив. В педагогике коллектив рассматривается как важнейшее средство формирования и развития личности ребенка, средство, эффективное в руках педагога, который умело использует его в целях воспитания.