logo search
учебник Кикоть ОВД 480 с

3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников

Профилактика и преодоление правового нигилизма в работе с личным составом органов внутренних дел выступает, с одной стороны, как самостоятельная остроактуальная воспитательная задача, с другой стороны, — как средство решения целого ряда актуальных воспитательных задач по профилактике и преодолению у сотрудников негативных отклонений в развитии личности, их профессиональной деформации. Это связано с современными особенностями правового нигилизма как психолого-педагогического явления.

Сегодня правовой нигилизм уже имеет не только «классическую форму» неприятия закона, игнорирования закона, пренебрежения законом, а связан с уверенностью, что ряд личных и даже профессиональных проблем наиболее эффективно можно решить «вне правового поля». Это превращает правовой нигилизм из мнения, отношения в личную программу действий.

Существует определенный комплекс предпосылок появления и развития правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел.

К объективным предпосылкам относится существование в социальной и профессиональной практике противоречий и негативных моментов, способствующих формированию правового нигилизма. Это, связанные с динамикой нашего общества, становлением и развитием его правовой базы, нерешенные проблемы правового регулирования в ряде сфер жизни общества, в частности — в правоохранительной деятельности, на что неоднократно указывал в своих выступлениях Президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Наличие подобных проблем и противоречий отражается на процессе формирования профессионального, и шире — личного жизненного опыта сотрудника, может придать ему противоречивый характер.

Однако, формирование правового нигилизма у практических работников ОВД нередко происходит не только по причине каких-либо негативных воздействий или впечатлений, связанных со службой. Практическому работнику, особенно молодому, в ряде случаев самостоятельно весьма сложно правильно осмыслить собственную практику и практику коллег, увидеть не только проблемы и противоречия, но и то положительное, что она содержит. Здесь работа по профилактике правового нигилизма вплотную смыкается с работой по формированию правосознания сотрудника, его правовому, гражданскому, нравственному воспитанию.

Не менее важной проблемой является то, что сотрудники порой бывают недостаточно обучены конкретным механизмам, методам, приемам профессиональной деятельности «в правовом поле», сориентированным именно на наши сегодняшние непростые условия. Практика показывает, что отклонение от норм права в служебной деятельности в ряде случаев вызвано тем, что сотрудник не представляет себе конкретную цепочку правомерных профессиональных действий в сложной и неоднозначной ситуации, и пытается поступить с точки зрения «интересов дела», «здравого смысла». Несомненно, интересы дела и здравый смысл должны играть серьезную роль в деятельности сотрудника, но иногда их субъективное понимание выходит за рамки «правового поля».

К значимым предпосылкам развития правового нигилизма у сотрудников можно отнести и те противоречия в общественном мнении и общественных настроениях граждан, которые отражают объективные противоречия и проблемы развития современного российского социума и несут в себе элементы правового нигилизма. Эти сходные по содержанию, но разноплановые по источникам и характеру негативные влияния (круг знакомых, семья, мнения граждан, высказываемые при контактах с сотрудниками органов внутренних дел и др.) именно в силу их комплексности могут оказать значительное влияние в плане зарождения правового нигилизма у ряда сотрудников, особенно если учесть пролонгированный характер таких воздействий, т. е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени, и значимость источника воздействия, например — родители, жена, муж, родственники, близкие знакомые.

Существует, однако, и некоторая системная субъективная предпосылка формирования правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел. Она связана с содержанием деятельности некоторых средств массовой информации, в частности — телевидения. Эти воздействия имеют как прямой, так и косвенный характер. Они влияют не только на самих сотрудников, но и на окружающих их людей, на общественное мнение, групповые мнения и настроения, и через них порой еще более сильно воздействует на самих сотрудников, чем непосредственное чтение газетных статей или просмотр телепередач.

Конечно же, ни одно издание, на один телеканал не ставит своей целью формирование правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел или граждан России в целом. СМИ отражают те сложности, противоречия, кризисные явления, которые, пусть в меньшей мере, чем лет десять назад, но все еще свойственны духовной жизни нашего общества. Более того, только воздействие СМИ вряд ли оказывало бы столь серьезное влияние, если оно не «корреспондировалось» бы с действительно существующими реальными фактами и явлениями и также не имело бы пролонгированного и комплексного характера. Такое воздействие имеет ряд специфических проявлений:

1. Косвенное внушение посредством повторяющихся репортажей, материалов, телефильмов и телепередач мысли о бессилии закона в деле защиты прав человека и восстановления справедливости. Как логическое продолжение — показ того, как положительные герои фильмов или телесериалов (в том числе — сотрудников правоохранительных органов) действительно побеждают зло и восстанавливают справедливость, но — действуя далеко за пределами «правового поля». Иногда по замыслу сценариста положительному герою «прощаются» такие «шалости», как незаконное хранение оружия, угон автотранспорта, превышение всех пределов необходимой обороны и т. д. лишь бы добро торжествовало, злодей получил по заслугам, а фильм имел успех.

2. Динамичный и лидирующий характер негативных воздействий (в частности, когда речь идет о деятельности правоохранительных органов): их скорость, опережающий характер по отношению к позитивной информации. Например, — некоторые публикации о деятельности органов внутренних дел в определенного рода прессе, когда проверка органов внутренних дел представленных фактов и их объективное изложение, не успевает за следующей обличительной статьей. Это нередко затрудняет осмысление такого рода информации, приводит к искаженным оценкам деятельности органов внутренних дел.

3. «Формирование однолинейного мышления», т. е. акцентирование внимания читателей или зрителей (слушателей) (на отдельные черты сложного, противоречивого явления. Так, при всей противоречивости практики деятельности органов внутренних дел, «оборотней в погонах», или действующих вне «правового поля» там все же меньшинство. Однако сознательная гипертрофия факта или умело подобранные отдельные факты в противоположность объективной системе фактов могут сформировать «однолинейное восприятие» практики деятельности органов внутренних дел как деятельности «вне правового поля».

4. «Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов, обозначающих конкретные явления, характеристики личности. Здесь в плане развития правового нигилизма могут оказать негативное влияние те элементы современной массовой культуры, для которых такая подмена или затемнение весьма характерны. Например — обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но и разного рода мошенничеств, спекуляций, афер» и т. д.

5. Клишированное воздействие или «навешивание ярлыков». К сожалению, на уровне массового сознания клише типа «вся милиция коррумпирована» воспринимаются и «впечатываются» легче, чем объективная информация. Клише — это закрепление «однолинейного мышления» в легко усваиваемых формулировках. Конечно, у самих сотрудников органов внутренних дел такие клише вызывают отторжение, но они действуют на массовое сознание граждан, в том числе — в плане развития правового нигилизма. Чаще всего в основе клишированного воздействия — подмена самого факта оценкой факта.

6. Опережающее эмоциональное воздействие. Опережающее управляемое апеллирование к эмоциям (чаще — простейшим), в том числе — при описании «негатива в милиции», является сейчас одним из наиболее распространенных негативных воздействий, включающих нередко и элементы эмоционально-волевого внушения. Подаваемая эмоциональная окраска факта в данном случае опережает и «забивает» его рациональную оценку, часто придает эмоциональную привлекательность негативным взглядам и поступкам. В частности — в некоторых телесериалах и телепередачах на уровне бытового сознания действия «вне правового поля» выглядят куда более эмоционально привлекательными, чем действия законные.

7. Образное воздействие. Например — демонстрация на экранах и на страницах газет и журналов фото, видео- или киноматериалов, негативно изображающих сотрудников органов внутренних дел их действия, или — изображение «положительного героя», добивающегося своих целей криминальным путем. В итоге нередко создается определенная система внушаемых образов и внушаемых образцов поведения. Внушение через образ, особенно — эмоционально насыщенный образ, может оказать воздействие, противоречащее объективной логике окружающей жизни, даже — предыдущему профессиональному жизненному опыту.

8. Обеспечение «авторитетности» источника информации. Информация нередко подкрепляется «авторитетом» какой-либо организации или ассоциации, как правило — с эффектной титулатурой, или информированностью «заслуживающего доверия» источника. В ряде случаев это может быть реальный авторитетный источник, но нередко это «клишированный авторитет» типа: «в газете зря не напечатают», «уже всем об этом известно» и т. д.

Под воздействием подобных факторов у сотрудника может сформироваться искаженная оценка социальной и профессиональной практики и, как следствие, соответствующие «ценности», нормы и установки на деятельность. Однако, при всей возможной устойчивости таких негативных взглядов, они содержат в себе противоречия, слабости, использование которых способствует развенчанию правового нигилизма.