logo search
брунов б

6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом

Важным средством эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами, с проволокой, древесиной, металлоконструктором. При этом используются цветные материалы, которых привлекаются и радуют детей как во время деятельности, так и особенно в момент, когда поделка закончена.3

В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества. У детей развивается чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний; чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченностью и естественностью формы; чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение элементов предмета.

Особую значимость для развития художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, сучками и т.п.).

Отправным пунктом данных занятий должны служить экскурсии на природу. Во время экскурсий нужно обратить внимание детей на яркое, приметное, наглядное, дать им возможность испытать удовольствие от восприятия природы. По мере накопления эстетических впечатлений у учащихся ярче выявляются интересы, склонности, способности. Для эффективного развертывания этого процесса необходима доступная и интереснаядеятельность.

Важнейшим источником эстетического наслаждения является любовь к природе. Красота родной природы, многообразие ее форм оказывает на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое влияние. Красота природы оказывает огромное воспитательное воздействие, о чем хорошо говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.

Воспитание любви к природе предполагает систематическое общение с нею, формирование и развитие на этой основе интереса к природе, умения самостоятельно видеть и ценить ее красоту, участвовать в ее охране и приумножении. Чтобы дети увидели красоту природы, их надо к этому подготовить. Восприятие прекрасного предполагает наличие способности воспринимать цвета, формы, звуки, запахи. Приобщать к целостному восприятию необходимо постепенно.

Учащиеся младших классов, рассматривая цветы в саду, учатся видеть их цвет, строение, чувствовать запах. Во время экскурсий и прогулок учитель обращает внимание учащихся на красоту окружающей природы (осеннего парка, зимнего леса, цветущего поля ромашек). Впечатления детей анализируются, обобщаются, делаются выводы и заключения. В дальнейшем детям предъявляются конкретные задания, например, послушать пение птиц в саду, послушать кукушку во время прогулки по лесу и сосчитать сколько раз она прокуковала. Важно, чтобы учитель не только сам показывал и объяснял, но и побуждал учащимися видеть и слышать природу. 1

Умственно отсталых детей необходимо учить выражать свои впечатления, однако их рассказ об увиденном не должен быть простым перечислением тех или иных объектов, в него надо включать описание эстетических переживаний. Работа может быть дополнена рисунками, лепкой, поделками из природного материала.

Воспитание эстетических чувств в общении с природой осуществляется более успешно, если используется активная деятельность детей. Она может быть разнообразной и должна приобретать заметный общественно полезный характер – от собирания садовых цветов и украшения ими столовой, комнат в интернате до участия в озеленении улиц, парков и т.д.

Учащиеся 1 класса вспомогательной школы вначале обычно пассивны, поэтому нужна большая активность со стороны учителя. Он должен высказать свое отношение к наблюдаемому и стимулировать детей к словесному оформлению своих впечатлений.

В осенний период педагог обращает внимание детей на листопад, осенние запахи леса, яркие грозди калины и рябины, на “пышное природы увяданье”. В зимний период отмечают первый снег, первый зимний день.

Богатейший источник эстетического наслаждения – природа! Она пробуждает в детях чувство красоты, стремления познать ее законы, обогащает представления об окружающем мире.

Весной дети наблюдают капель с прозрачных сосулек, первые проталины, первые зеленые листочки, нежную травку, яркое солнце, белоснежную дымку цветущих яблонь и черемухи.

Наблюдая с детьми то или иное явление природы, воспитатель старается вспомнить подходящее к случаю стихотворение или песню, сравнивает реальный пейзаж с его описанием в произведении, благодаря чему дети более полно воспринимают его красоту.

Осенью во всех школах VIII вида проводится праздник “Золотая осень” или праздник урожая.

В процессе изготовления поделок закрепляются знания, полученные на уроках, умение детей планировать свою работу, различать цвета, развиваются пространственные представления, фантазия, совершенствуются двигательные процессы. Работа умственно отсталых учащихся с природными материалами оказывает положительное влияние на развитие их эмоционально-волевой сферы. Они учатся доводить начатое дело до конца, оценивать свое изделие, находить в нем красоту. Важно давать детям такиезадания, которые они в состоянии выполнить и которые вызывают у них интерес.

Собирая интересные коллекции даров природы и изготавливая из них различные поделки, дети узнают много нового, учатся любить природу и видеть ее красоту.