logo search
методичка ГАК

4. Стили педагогического общения

В качестве обобщенной целостной характеристики педагогического общения, неразрывно связанной с творческим характером педагогической деятельности, выдвигается его стиль.

Как правило, общение осуществляется типичным для данного человека образом и средствами, так как в отношениях между людьми реализуются жизненные ценности, мировоззренческие и этические принципы личности. Под стилем педагогического общения следует понимать индивидуально-типологические особенности социльно-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле общения находят выражение:

а) особенности коммуникативных возможностей учителя;

б) достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников;

в) творческая индивидуальность педагога;

г) особенности ученического коллектива.

В.А. Кан-Калик считает, что стиль отношений педагога с детьми определяется следующими факторами: во-первых, «внутренней позицией» педагога по отношению к детям; во-вторых, определенной педагогической направленностью; в-третьих, определенными психологическими свойствами педагога. Исходя из этого, он дает характеристику наиболее распространенным стилям педагогического общения.

Общение-дистанция. Это стиль общения, которым охотно пользуются как опытные, так и начинающие педагоги. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция, пронизывающая все сферы общения. Это ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия и не способствует созданию творческой атмосферы в коллективе.

Общение-устрашение. Крайнее выражение дистанции. Этот стиль связан с неумением педагога организовать продуктивные формы общения, желанием идти по пути «наименьшего сопротивления». Такое общение не только не создает коммуникативную среду, обеспечивающую творческую деятельность, но, наоборот, разрушает ее. Оно чаще всего ориентирует не на то, что надо делать, а на то, что делать нельзя, и представляет собой сугубо регламентированную систему коммуникации, лишая педагогическое общение дружественности и взаимопонимания.

Общение-заигрывание. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям профессиональной этики. Причина проявления этого стиля связана, с одной стороны, со стремлением быстро установить контакт с детьми, завоевать их любовь, с другой, с отсутствием у учителя (чаще всего начинающего) необходимого уровня педагогической культуры, умений и навыков педагогического общения.

Наиболее продуктивными, но и наиболее сложными являются общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения. Эти стили общения складываются на базе профессиональных навыков общения и высоких профессионально-этических установок учителя. Дружественность и увлеченность совместным делом – аспекты общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом – источник дружественности, одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, наукой, рождает совместный увлеченный поиск. Педагог в таком общении выступает как наставник и старший товарищ, соучастник совместной деятельности.

Демократические формы общения педагога с учащимися (а именно к ним следует отнести два названных выше стиля педагогического общения) положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса в целом, и, прежде всего потому, что они более подвижны, гибки, постоянно позволяют соотносить систему общения с методикой педагогического воздействия, а главное, организуют социально-психологическое единство педагога и обучающихся.