4. Стили педагогического общения
В качестве обобщенной целостной характеристики педагогического общения, неразрывно связанной с творческим характером педагогической деятельности, выдвигается его стиль.
Как правило, общение осуществляется типичным для данного человека образом и средствами, так как в отношениях между людьми реализуются жизненные ценности, мировоззренческие и этические принципы личности. Под стилем педагогического общения следует понимать индивидуально-типологические особенности социльно-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В стиле общения находят выражение:
а) особенности коммуникативных возможностей учителя;
б) достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников;
в) творческая индивидуальность педагога;
г) особенности ученического коллектива.
В.А. Кан-Калик считает, что стиль отношений педагога с детьми определяется следующими факторами: во-первых, «внутренней позицией» педагога по отношению к детям; во-вторых, определенной педагогической направленностью; в-третьих, определенными психологическими свойствами педагога. Исходя из этого, он дает характеристику наиболее распространенным стилям педагогического общения.
Общение-дистанция. Это стиль общения, которым охотно пользуются как опытные, так и начинающие педагоги. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция, пронизывающая все сферы общения. Это ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия и не способствует созданию творческой атмосферы в коллективе.
Общение-устрашение. Крайнее выражение дистанции. Этот стиль связан с неумением педагога организовать продуктивные формы общения, желанием идти по пути «наименьшего сопротивления». Такое общение не только не создает коммуникативную среду, обеспечивающую творческую деятельность, но, наоборот, разрушает ее. Оно чаще всего ориентирует не на то, что надо делать, а на то, что делать нельзя, и представляет собой сугубо регламентированную систему коммуникации, лишая педагогическое общение дружественности и взаимопонимания.
Общение-заигрывание. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям профессиональной этики. Причина проявления этого стиля связана, с одной стороны, со стремлением быстро установить контакт с детьми, завоевать их любовь, с другой, с отсутствием у учителя (чаще всего начинающего) необходимого уровня педагогической культуры, умений и навыков педагогического общения.
Наиболее продуктивными, но и наиболее сложными являются общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения. Эти стили общения складываются на базе профессиональных навыков общения и высоких профессионально-этических установок учителя. Дружественность и увлеченность совместным делом – аспекты общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом – источник дружественности, одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, наукой, рождает совместный увлеченный поиск. Педагог в таком общении выступает как наставник и старший товарищ, соучастник совместной деятельности.
Демократические формы общения педагога с учащимися (а именно к ним следует отнести два названных выше стиля педагогического общения) положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса в целом, и, прежде всего потому, что они более подвижны, гибки, постоянно позволяют соотносить систему общения с методикой педагогического воздействия, а главное, организуют социально-психологическое единство педагога и обучающихся.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33