Использование методических приемов
Методика проведения экскурсий нацелена прежде всего на умение показать объекты и рассказать о них. Методика предполагает умение правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства на пути достижения постановленной цели и в конечном счете наиболее полно раскрыть тему экскурсии.
Широкое применение в экскурсионной методике нашли такие общие методы познания, как анализ и синтез.
Анализ – это такой метод познания, когда изучаемый объект мысленно расчленяется на основные части, элементы, когда отдельно изучаются различные признаки предмета. Мысленное разделение предмета, выделение из единого основных частей позволяет ученику более полно и правильно составить представление о самом предмете. Аналитический метод исследования служит основой показа на экскурсиях. Эффективно применить данный метод при изучении темы “Жизнь растений”, чтобы войти, по словам К.А.Тимирязева, во «внутреннюю часть жизни, в ту микроскопическую лабораторию, где вырабатываются все бесчисленные вещества, ознакомиться с этими веществами и разложить их на составные, простые начала”.
Не меньшее значение имеет как метод познания имеет синтез. Синтез – это мысленное соединение составных частей в единое целое.
Используется и такой прием, как сравнение. Сравнение предполагает установление черт сходства и различия между предметами или явлениями. Например, ученики 1-2 классов обращают внимание на особенности, отличающие один объект от другого, и, как правило, говорят о том, чем эти объекты похожи.
Сравнение требует последовательного сопоставления однотипных частей или свойств предметов. В ряде случаев дети утверждают различие между объектами, ссылаясь на их несопоставимые признаки.
Иногда школьники вместо того, чтобы сравнивать два или несколько объектов, начинают анализировать один из них. Можно наблюдать также, что, начав сравнение, умственно отсталый ученик очень быстро переходит на анализ и, в силу недостаточной критичности, неумения контролировать свой действия, совершенно не замечает этого.
Однако чтобы помочь ребенку сравнивать предметы, учителю надо с помощью наводящих вопросов наталкивать его на правильное решение.
Следующим приемом экскурсионной методики является обобщение.
Для умственно отсталых школьников обобщение является еще более сложной задачей. Обобщение – объединение предметов или явлений на основе выявленной общей черты, для всех них существенной. Олигофрены нередко объединяют предметы или явления на основе случайных признаков. Их обобщения оказываются обширными, недостаточно дифференцированными. Все это объясняется инертностью нервных процессов умственно отсталых детей. Мышление у таких детей стереотипно и тугоподвижно. Поэтому учитель должен руководить ребенком, наталкивать его на достижения постановленной цели.
Стоит уделять внимание и речи учащихся, так как орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности является речь. Почти у всех умственно отсталых детей отмечается недоразвитие речи. В результате этого у ребенка бедный словарный запас, значения слов недостаточно дифференцированы. Предложения, употребляемые детьми, часто примитивны и не всегда правильно построены. Ответы учащихся могут быть излишне сжатыми или чрезмерно пространственными. Поэтому учителю надо добиваться, чтобы дети давали полные ответы на вопросы, как можно полнее описывали то или иное явление.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я