logo search
методичка ГАК

Технология организации развивающих видов деятельности учащихся

Универсальным исходным методом и основой технологии орга­низации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Оно является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической це­лесообразности: соответствия тем основным нравственным прин­ципам, основу которых они закладывают; действительным воз­можностям детей; ранее усвоенным более конкретным требова­ниям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привы­чек, традиций.

Кроме того, требование должно быть конкретным. Это откры­вает возможности его доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно определен­ный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагае­мое действие; доступным (посильным) на данный момент.

Овладевая конкретной технологией организации развивающих видов деятельности детей, важно иметь в виду, что педагогиче­ское требование в своем развитии должно проходить закономер­ный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требова­нию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перера­стать в требование-принцип.

Главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности учащихся – не регламента­ция их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стиму­лирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит пред­метное содержание деятельности детей и организует их совмест­ную коллективную деятельность.