logo search
методичка ГАК

2. Цели профессионально-педагогического общения

Педагога вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. Это и составляет цели профессионально-педагогического общения. Очевидно, что эти цели прежде всего обусловлены общими целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами.

На протяжении нескольких десятилетий существования советской школы вся система образования имела явно выраженный государственный характер и была нацелена на выполнение определенного для того или иного периода социального заказа. В 20-30-е гг. в качестве такого социального заказа выступала и ликвидация безграмотности и борьба с детской беспризорностью; в 40-50-е гг. – подготовка трудовых резервов и защитников Отечества; в 60-70-е гг. – введение в стране обязательного всеобщего среднего образования. О наличии таких заказов свидетельствуют соответствующие постановления Коммунистической партии и Советского правительства.

Долгое время традиционная педагогика была сосредоточена на образовательной подготовке школьников, на совершенствовании содержательной и методической сторон учебно-воспитательного процесса. Одна из важнейших задач советской школы заключалась в вооружении учащихся так называемыми ЗУНами. Все средние общеобразовательные школы страны имели единый устав, были обязаны заниматься по типовому учебному плану и единому графику учебного процесса. Соблюдение этих требований обязывало всех учителей продвигаться к изучению того или иного учебного предмета в едином ритме.

Большое внимание уделялось воспитанию учащихся, которое также осуществлялось по соответствующим программам и рекомендациям, спускаемым сверху. Здесь у педагогов было больше возможностей для маневра при выборе содержания и форм конкретных мероприятий. однако идеалы воспитания, воспитательные ориентиры, а часто и перечень обязательных мероприятий вместе с рекомендациями по их проведению формировались на верхних этажах государственной пирамиды и отражались в соответствующих педагогических изданиях.

Педагогика была построена на принципе активного, часто командного и одностороннего воздействия субъекта (учителя) на объект (ученика). При этом ребенок довольно часто становился средством для реализации тех или иных педагогических программ взрослых.

В свою очередь, взрослые и дети становились своеобразными винтиками в огромной государственной машине. Педагог был обязан реализовывать спускаемые сверху программы обучения и воспитания, действуя порой в ущерб своим собственным интересам и интересам детей. Поэтому цели профессионально-педагогического общения педагога советской школы были подчинены выполнению этого социального заказа.

Гуманистическая педагогика имеет другие ориентиры. Она исходит из того, что объектом обучения и воспитания не может выступать ни отдельная личность, ни коллектив класса или школы. Объектом педагогической работы может являться лишь образовательный материал – содержание учебных планов и программ, учебные пособия, дидактические разработки и т.п.

Гуманистическая педагогика ставит в центр педагогического мироздания личность ребенка и строится на признании и педагога, воспитанника субъектами взаимодействия в совместной деятельности и общении. Она предполагает взгляд на ребенка как самоценное, саморазвивающееся динамическое явление, обладающее своей собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь «вписаться в нее», приняв личность ребенка таковой, какая она есть. Цели гуманистического общения изначально ориентированы на воспитанника, во многом определяются его особенностями и могут изменяться в ходе общения.

Таким образом, гуманистическая педагогика нацелена на организацию субъект-субъектного взаимодействия педагога со своими воспитанниками, на создание условий для вступления в диалог с каждым из своих партнеров.

Такое взаимодействие должно способствовать ориентации воспитанника в мире ценностей, должно быть нацелено на оказание ему помощи в выстраивании собственной системы ценностей.

Человечество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами в воспитательной работе педагога. Речь идет об общечеловеческих ценностях, которые вырабатывались и отбирались на протяжении всей истории человеческих цивилизаций, выдержав испытания временем.

В определении общечеловеческих ценностей существует несколько подходов или уровней.

Первый из них – уровень религиозного сознания, включающий в себя церковные догмы и учения, религиозные нравы и традиции.

Второй – это уровень житейского сознания, где бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми.

Третий уровень – это ценности более высокого порядка, ориентация на которые также способна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

В. А. Караковский выделяет 8 таких ценностей: Земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек.

Общение педагога должно способствовать направлению активности ученика на присвоение культурных ценностей и трансформации общечеловеческих ценностей в личные ценности ученика.

Процесс принятия и присвоения ценностей, называемый интериоризацией, включает ряд условных этапов: познание ценности; перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык; активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается; включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей; изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания ценности.

Таким образом, профессионально-педагогическое общение – это всегда целенаправленный процесс. Цели такого общения заключаются в том, чтобы: 1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями администрации и общественных организаций; 2) «читать» и понимать как свое поведение, так и поведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.