Тема 6. Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста, их значение, виды и характеристика.
Характеристика спортивных упражнений; их значение и виды. Закаливание, совершенствование функций организма, развитие физических качеств и способностей, воспитание морально-волевых качеств личности, эмоций, расширение кругозора детей. Взаимопомощь и взаимопонимание между детьми. Прикладное значение спортивных упражнений: воспитание трудовых навыков и бережного отношения к инвентарю. Спортивные зимние упражнения: катание на санках, коньках, скольжение по ледяным дорожкам, передвижение на лыжах.
Катание на санках.Значение катания на санках. Подготовка горки и мест для катания. Типы санок. Хранение санок и уход за ними. Разнообразие двигательной деятельности при катании на санках: индивидуальные упражнения с санками, катание друг друга, катание с гор по одному, по двое; катание с горки с выполнением различных заданий. Катание на санках различных конструкций. Подготовка горки для катания на санках, расположение ее на участке. Выбор естественного склона.
Методика обучения: организация детей, приемы обучения и исправление ошибок, усложнение заданий, темп выполнения упражнений и дозировка физической нагрузки, длительность катания на санках. Сидение на санках, спуски с горы, торможения, повороты. Правила катания с горок. Игры на санках и методика их проведения с детьми разных возрастных групп. Эстафеты. Профилактика травматизма.
Катание на коньках:бег по прямой, повороты, торможение. Задачи и программные требования в разных возрастных группах с учетом подготовленности детей.
Организация условий: заливка ледяных дорожек и катка; подготовка места для катания на коньках. Уход за коньками, их хранение. Одежда и обувь. Профилактика обморожения.
Организация детей для катания на коньках. Последовательность обучения: подготовительные упражнения без коньков и с коньками в помещении и на снегу; упражнения и игры на льду. Методика обучения катанию на коньках с учетом возрастных особенностей и подготовленности детей, состояния здоровья; способы устранения ошибок.
Игры на льду, методика их проведения. Меры по предупреждению травм (приемы падения, строгое соблюдение правил поведения на катке).
Передвижение на лыжах.Характеристика и техника разных способов передвижения на лыжах: ступающий и скользящий шаг, попеременные и одновременные коньковыеходы.Повороты: переступанием на месте и в движении.Подъемы:ступающим шагом, полу елочкой, елочкой и лесенкой.Спуски: в основной, низкой и высокой стойках, прямо, наискось склона, зигзагом. Способыторможения: полуплугом, плугом, упором, боковым соскальзыванием (разворотом лыж). Задачи и программные требования в разных возрастных группах с учетом подготовленности детей.
Организация детей при обучении передвижению на лыжах с учетом возрастных особенностей. Типичные ошибки и способы их устранения. Игры на лыжах. Прогулки и лыжные походы за пределы участка. Методика их проведения.
Меры по предупреждению травм (приемы безопасности падения, соблюдение дистанции, умение пользоваться палками и т.п.). Профилактика обморожений (Т. И. Осокина, М. П. Голощекина, И. М. Бутин, Л. Д. Глазырина, В. С. Преображенский и др.).
Методика обучения детей разных возрастных групп: организация детей, приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок, усложнение заданий, темп выполнения упражнений и дозировка физической нагрузки при обучении.
Литература основная:
Аскарова Т.Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 38 - 50.
Ванявкина О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 80 - 85.
Голубева Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6-ти лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды /Г.Н.Голубева: Автореферат дис. д-ра пед. наук. – Малаховка. – 2008.- 43 с.
Евтушенко С. Г. Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 34-37.
Жукова С. Умный бассейн: [развитие памяти, внимания, физическое воспитание]// Обруч. - 2011. - № 2. - С. 14-16.
Кислякова О. "Молодцы-удальцы": Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 10-12.
Полтавцева Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 3. - С. 23-27.
Руссу Н. В. Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 30-35.
Чеменева А. А. Современные подходы к обучению плаванию детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 38-41.
Литература дополнительная:
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения на прогулке. - М.: Академия, 1992.- 88 с.
Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.- 168 с.
Алябьева Н.В. Организация и методика обучения детей передвижению на лыжах //Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста.- Шадринск, 1992.- 64 -72.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший дошкольный возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001. -162 с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 148 с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 124 с.
Дмитриев В.Н. Игры на открытом воздухе. - М.: изд-во Дом МСП, 1998.- 240 с.
Зимние подвижные игры //Семья и школа. – 1994.- №1.- С.24.
Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.- 92 с.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.- 146 с.
Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 2001. – 159с.
Семенова А., Петрова П. Спорт начинается с картинок //Обруч. – 2005. - № 3. – С. 37-38.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М: Академия, 2009. – 368 с.
- Программа государственной итоговой аттестации
- 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью
- Программа междисциплинарного государственного экзамена
- Раздел 1. Содержание программы по курсу «дошкольная педагогика»
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции.
- Тема 2.Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
- Тема 3. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 4. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.
- Тема 5. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию.
- Тема 6. Система дошкольного образования.
- Тема 7.Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога,ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Тема 8. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Тема 9. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике.
- Тема 10. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
- Тема 11. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
- Тема 12. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность.
- Тема 13. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.
- Тема 14. Сюжетно-ролевая игра дошкольников как один из основных видов детской деятельности.
- Тема 15. Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их виды и условия развития на разных возрастных этапах.
- Тема 16. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста, развитие конструктивных умений у дошкольников.
- Тема 17. Значение дидактических игр в развитии и обучении дошкольников.
- Тема 18. Педагогические условия организации трудовой деятельности дошкольников.
- Тема 19. Целостность и гармоничность художественно-эстетического и творческого развития ребенка
- Тема 20. Понятие, средства, методы сенсорного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 21. Педагогические условия и методы развития познавательной деятельности дошкольников.
- Тема 22. Сущность и методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Тема 23. Участники целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, их роль в социокультурном формировании личности ребенка.
- Тема 24. Взаимодействие педагога и детей, профессиональные задачи воспитателя доо.
- Тема 25. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.
- Тема 26. Построение предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
- Тема 27. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Структура, специфика и мотивы педагогической деятельности.
- Тема 28. Взаимодействие доо, семьи, школы, культурно-просветительских учреждений.
- Тема 29. Основные вопросы семейного воспитания.
- Тема 30. Преемственность в работе детского сада и школы.
- Раздел II. Содержание программы по курсу «детская психология»
- Тема 1. Предмет, задачи и актуальные проблемы детской психологии.
- Тема 2. Методологические принципы и стратегии научных исследований в детской психологии.
- Тема 3. Методы исследования в детской психологии.
- Тема 4. Основные закономерности, предпосылки, условия и противоречия психического развития.
- Тема 5. Роль разных видов деятельности и общения в психическом развитии.
- Тема 6. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- Тема 7. Общая характеристика периода новорожденности.
- Тема 8. Основные закономерности развития психики младенцев.
- Тема 9. Психическое развитие в раннем детстве.
- Тема 10. Общая характеристика кризиса «трех лет».
- Тема 11. Психическое развитие в дошкольном детстве.
- Тема 12.Особенности развития игровой деятельности, роль игры в становлении психических качеств детей.
- Тема 13. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие.
- Тема 14. Развитие общения детей со взрослыми.
- Тема 15. Развитие общения детей со сверстниками, особенности взаимоотношений в группе доу.
- Тема 16. Характеристика познавательного развития дошкольников (внимание и память).
- Тема 17. Развитие восприятия детей.
- Тема 18. Развитие мышления и речи дошкольников.
- Тема 19. Развитие воображения и творчества детей.
- Тема 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
- Тема 21. Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте.
- Тема 22. Развитие воли и произвольности поведения в дошкольном возрасте.
- Тема 23.Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и импрессивного компонентов.
- Тема 24. Развитие самооценки и образа «я» в дошкольном возрасте.
- Тема 25. Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
- Тема 26.Проблема готовности к школьному обучению.
- Тема 27. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников.
- Тема 28. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей.
- Тема 29. Процесс дифференциации детских коллективов.
- Тема 30. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация
- Раздел III. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка
- Тема 1. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.
- Тема 2. Задачи и средства физического воспитания.
- Тема 3 Двигательный навык, закономерности его формирования.
- Тема 4. Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка.
- Тема 5. Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребёнка
- Тема 6. Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста, их значение, виды и характеристика.
- Тема 7 . Работа инструктора по физической культуре
- Тема8. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребёнка.
- Тема 9. Медико-педагогический контроль физического развития детей.
- Тема 10. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребёнка в педагогических училищах и колледжах».
- Раздел IV .Теория и методика экологического образования детей
- Тема 1. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы.
- Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
- Тема 3.Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Современные исследования развития личности ребенка в процессе общения с природой.
- Тема 4. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.
- Тема 5. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Формирование экологической направленности личности дошкольника.
- Тема 6. Современные программы экологического образования.
- Тема 7.Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях.
- Тема 8. Педагогические условия экологического образования дошкольников.
- Тема 9. Критерии сформированности экологической воспитанности.
- Тема 10. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.
- Раздел V. Теория и методика развития речи детей
- Тема 1. Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование.
- Тема 2. Формы организации работы по развитию речи в детском саду.
- Тема 3. Задачи, содержание и принципы словарной работы. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возрастов.
- Тема 4. Литературное образование детей дошкольного возраста.
- Тема 5. Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Тема 6. Воспитание звуковой культуры речи.
- Тема 7. Лексическое развитие дошкольников.
- Тема 8. Формирование связной речи.
- Тема 9. Методика обучения рассказыванию по картине.
- Тема 10. Подготовка детей к усвоению грамоты.
- Раздел VI. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Тема 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников.
- Тема 2. Содержание математического развития ребенка.
- Раздел VII. Теория и методика развития детского изобразительного творчества
- Тема 1. Понятие детского изобразительного творчества.
- Тема 2. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.
- Раздел VIII. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
- Тема 1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
- Тема 2. Виды музыкальной деятельности детей.
- Медико-педагогический контроль физического развития детей.
- 79. Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование.
- Методические рекомендации по проведению государственного экзамена и защиты дипломной работы
- Научный руководитель квалификационной работы:
- Структура квалификационной работы включает следующие основные элементы:
- Титульный лист.
- Электронно-библиотечные системы (эбс), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Научные учреждения и общества психологов
- Психологические журналы и периодика:
- Психологические сайты:
- Http://www.Edu.Yar.Ru/russian/psih/docum/metod_recom.Html — Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы
- Электронные учебники (сd)
- 183720, Г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15.