Тема 7 . Работа инструктора по физической культуре
Основные качества инструктора по физической культуре. Оформление методического кабинета. Формы работы инструктора по физической культуре с с родителями и педагогическими кадрами:
индивидуальные консультации, проводимые по расписанию в ДОУ;
групповые консультации (тема консультации, основные вопросы, иллюстрации физических упражнений, видеофильмы; обсуждение вопросов; рекомендация литературы по данной теме);
семинар-практикум;
проблемный семинар;
открытые занятия.
Деятельность инструктора по физической культуре: исследовательская, конструктивная, организаторская, коммуникативная, их характеристика.
Методы организации детейпри выполнении физических упражнений: фронтальный, групповой, индивидуальный. Одновременный и поочередный порядок выполнения упражнений, непрерывно (поточно) и с интервалами. Особенности методики проведения различных физических упражнений по возрастным группам.
Соотношение процесса обучения и самостоятельного совершенствования движений детей старшей и подготовительной групп. Особенности содержания и методики проведения физической деятельности в смешанной по возрасту группе. Своеобразие подбора упражнений и организация детей. Дозирование нагрузки. Индивидуальный подход к детям. Создание интереса и эмоционально-положительного отношения к физической деятельности.
Характеристика основных показателей физического развития детей: состояние здоровья, физической подготовленности, двигательной активности. Содержание индивидуально-дифференцированной работы: индивидуализация нагрузки, методов и приемов обучения. Дифференцированные двигательные задания, стимулирующие двигательную деятельность детей (Л.Д. Глазырина, В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина, Л.В. Карманова и др.).
Нетрадиционные формы проведения двигательной деятельности. Проведение физических упражнений на воздухе как средства развития выносливости, оздоровления детей. Зависимость содержания физической деятельности от климатических условий и задач обучения. Использование стационарного физкультурного оборудования, естественных природных условий. Стимулирование двигательной и организационной самостоятельности, инициативы.
Литература основная:
Барабаш Т. «Мы - россияне!» Развиваем познавательную и физическую активность //Дошкольное воспитание.- 2011.- №1. – С.17-21.
Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика.- М.: Академия, 2009.- 126 с.
Ванявкина, О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 80-85.
Вершанская В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей// Дошкольное воспитание 2011.- №4. – С. 53-55.
Воронцова О. М. Как сделать физкультуру интересной? // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 104-113.
Кузнецова А. Как организовать работу в физкультурном зале //Дошкольное воспитание.- 2011.- № 3 – С. 27- 30.
Кузьменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика на занятиях по физической культуре// Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 30-43.
Коломийцева Н. С. Фитбол-гимнастика как коррекционно-оздоровительное средство воспитания детей дошкольного возраста // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 3. - С. 91-94.
Литература дополнительная:
Евтушенко С.Г. Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 34-37
Жукова, С. Умный бассейн: [развитие памяти, внимания, физическое воспитание] // Обруч. - 2011. - № 2. - С. 14-16.
Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.
Кириллова Ю.А. Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 25-28.
Новаковский С.В. Спортивные танцы как средство физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 58-61.
Новоселова, Р.А. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 41-47.
Полтавцева Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 3. - С. 23-27.
Попкова Н. О взаимодействии детского сада и родителей в физическом воспитании детей // Воспитание дошкольников. - 2010. - № 3. - С. 52-59.
Руссу, Н. В. Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 30 -35.
Шершнева, Ю. Занятия на тренажерах //Дошкольное воспитание.- 2012.- № 7 – С. 4- 9.
- Программа государственной итоговой аттестации
- 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью
- Программа междисциплинарного государственного экзамена
- Раздел 1. Содержание программы по курсу «дошкольная педагогика»
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции.
- Тема 2.Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
- Тема 3. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 4. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.
- Тема 5. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию.
- Тема 6. Система дошкольного образования.
- Тема 7.Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога,ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Тема 8. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Тема 9. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике.
- Тема 10. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
- Тема 11. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
- Тема 12. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность.
- Тема 13. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.
- Тема 14. Сюжетно-ролевая игра дошкольников как один из основных видов детской деятельности.
- Тема 15. Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их виды и условия развития на разных возрастных этапах.
- Тема 16. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста, развитие конструктивных умений у дошкольников.
- Тема 17. Значение дидактических игр в развитии и обучении дошкольников.
- Тема 18. Педагогические условия организации трудовой деятельности дошкольников.
- Тема 19. Целостность и гармоничность художественно-эстетического и творческого развития ребенка
- Тема 20. Понятие, средства, методы сенсорного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 21. Педагогические условия и методы развития познавательной деятельности дошкольников.
- Тема 22. Сущность и методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Тема 23. Участники целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, их роль в социокультурном формировании личности ребенка.
- Тема 24. Взаимодействие педагога и детей, профессиональные задачи воспитателя доо.
- Тема 25. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.
- Тема 26. Построение предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
- Тема 27. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Структура, специфика и мотивы педагогической деятельности.
- Тема 28. Взаимодействие доо, семьи, школы, культурно-просветительских учреждений.
- Тема 29. Основные вопросы семейного воспитания.
- Тема 30. Преемственность в работе детского сада и школы.
- Раздел II. Содержание программы по курсу «детская психология»
- Тема 1. Предмет, задачи и актуальные проблемы детской психологии.
- Тема 2. Методологические принципы и стратегии научных исследований в детской психологии.
- Тема 3. Методы исследования в детской психологии.
- Тема 4. Основные закономерности, предпосылки, условия и противоречия психического развития.
- Тема 5. Роль разных видов деятельности и общения в психическом развитии.
- Тема 6. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- Тема 7. Общая характеристика периода новорожденности.
- Тема 8. Основные закономерности развития психики младенцев.
- Тема 9. Психическое развитие в раннем детстве.
- Тема 10. Общая характеристика кризиса «трех лет».
- Тема 11. Психическое развитие в дошкольном детстве.
- Тема 12.Особенности развития игровой деятельности, роль игры в становлении психических качеств детей.
- Тема 13. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие.
- Тема 14. Развитие общения детей со взрослыми.
- Тема 15. Развитие общения детей со сверстниками, особенности взаимоотношений в группе доу.
- Тема 16. Характеристика познавательного развития дошкольников (внимание и память).
- Тема 17. Развитие восприятия детей.
- Тема 18. Развитие мышления и речи дошкольников.
- Тема 19. Развитие воображения и творчества детей.
- Тема 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
- Тема 21. Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте.
- Тема 22. Развитие воли и произвольности поведения в дошкольном возрасте.
- Тема 23.Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и импрессивного компонентов.
- Тема 24. Развитие самооценки и образа «я» в дошкольном возрасте.
- Тема 25. Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
- Тема 26.Проблема готовности к школьному обучению.
- Тема 27. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников.
- Тема 28. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей.
- Тема 29. Процесс дифференциации детских коллективов.
- Тема 30. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация
- Раздел III. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка
- Тема 1. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.
- Тема 2. Задачи и средства физического воспитания.
- Тема 3 Двигательный навык, закономерности его формирования.
- Тема 4. Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка.
- Тема 5. Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребёнка
- Тема 6. Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста, их значение, виды и характеристика.
- Тема 7 . Работа инструктора по физической культуре
- Тема8. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребёнка.
- Тема 9. Медико-педагогический контроль физического развития детей.
- Тема 10. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребёнка в педагогических училищах и колледжах».
- Раздел IV .Теория и методика экологического образования детей
- Тема 1. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы.
- Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
- Тема 3.Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Современные исследования развития личности ребенка в процессе общения с природой.
- Тема 4. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.
- Тема 5. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Формирование экологической направленности личности дошкольника.
- Тема 6. Современные программы экологического образования.
- Тема 7.Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях.
- Тема 8. Педагогические условия экологического образования дошкольников.
- Тема 9. Критерии сформированности экологической воспитанности.
- Тема 10. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.
- Раздел V. Теория и методика развития речи детей
- Тема 1. Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование.
- Тема 2. Формы организации работы по развитию речи в детском саду.
- Тема 3. Задачи, содержание и принципы словарной работы. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возрастов.
- Тема 4. Литературное образование детей дошкольного возраста.
- Тема 5. Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Тема 6. Воспитание звуковой культуры речи.
- Тема 7. Лексическое развитие дошкольников.
- Тема 8. Формирование связной речи.
- Тема 9. Методика обучения рассказыванию по картине.
- Тема 10. Подготовка детей к усвоению грамоты.
- Раздел VI. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Тема 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников.
- Тема 2. Содержание математического развития ребенка.
- Раздел VII. Теория и методика развития детского изобразительного творчества
- Тема 1. Понятие детского изобразительного творчества.
- Тема 2. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.
- Раздел VIII. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
- Тема 1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
- Тема 2. Виды музыкальной деятельности детей.
- Медико-педагогический контроль физического развития детей.
- 79. Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование.
- Методические рекомендации по проведению государственного экзамена и защиты дипломной работы
- Научный руководитель квалификационной работы:
- Структура квалификационной работы включает следующие основные элементы:
- Титульный лист.
- Электронно-библиотечные системы (эбс), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Научные учреждения и общества психологов
- Психологические журналы и периодика:
- Психологические сайты:
- Http://www.Edu.Yar.Ru/russian/psih/docum/metod_recom.Html — Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы
- Электронные учебники (сd)
- 183720, Г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15.