Вопросы для самоконтроля
1. Какие функции призван выполнять классный руководитель?
2. Перечислите формы совместной работы образовательного учреждения с родителями учащихся.
3. Что входит в структуру плана воспитательной работы?
4. Чем определяется психологический климат коллектива?
5. Назовите особенности и последствия детского алкоголизма?
6. Какие виды социально-педагогической деятельности организуются с детьми девиантного поведения?
Рекомендуемая литература
Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
Методика воспитательной работы/ Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.
Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2001.– Ч.6.
Щуркова Н. Е. Родители// Кн. Классное руководство. – М., 1999.
Тема лекции:
«Профессионально-педагогическое общение: особенности, структура, требования»
1. Сущность, функции и структура педагогического общения.
2. Цели профессионально-педагогического общения.
3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения.
4. Стили профессионально-педагогического общения.
5. Технология педагогического общения.
1. Сущность, функции и структура педагогического
общения
Педагогическое общение – вид духовного производства, и в свое содержание оно включает как передачу знаний, умений, навыков на основе творческого, продуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового – формирование личности человека, его воспитание.
Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему, приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств, а также целостная «трансляция» личности педагога детям. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им.
Целью педагогического общения является установление правильных (педагогически целесообразных) взаимоотношений с детьми для того, чтобы наиболее эффективно включить учащихся во взаимодействие с объектами их деятельности: учебной информацией, педагогами, родителями, окружающими.
Педагогическое общение есть, таким образом, процесс взаимодействия между учителем и обучаемым в целях формирования последних как субъектов педагогической деятельности. Исходя из этого понимания педагогического общения в психолого-педагогической литературе, выделяются следующие его виды:
1. По характеру деятельности: общение в учебное и не учебное время.
2. По уровню межличностных отношений: а) формально-субординационное; б) неформальное (случайное, приятельское, дружеское, товарищеское).
3. По количеству общающихся: диалогическое, групповое, массовое.
4. По наличию или отсутствию посредника: непосредственное или опосредованное.
5. По средствам: речевое и невербальное.
6. По кругу общения: «учитель» - «ученик», «ученик» - «ученик», «учитель» - «учитель».
Функции педагогического общения.
Образование, есть, коротко говоря, процесс передачи знаний, т.е. накопленной в истории человечества научной информации. В этом находит свое выражение информационная функция педагогического общения.
Функция формирования личности. Воспитание есть «способ воспроизводства индивида как субъекта общественной жизни, существенными чертами которого является передача социального опыта и управление процессом формирования и развития личности».
Функция социальной детерминации поведения и деятельности (нормативная функция). Социальное развитие человека включает в себя не только овладение способами взаимодействия с предметным миром, но также усвоение правил и норм взаимоотношений людей друг с другом. Овладение этой системой человеческого опыта осуществляется через общение как специфическую форму взаимодействия людей.
Познавательная функция способствует пониманию и изучению личности. Умение разобраться в своих учениках, верно оценивать их поступки, способность адекватно откликаться на их поведение, выбирать систему методов воспитания, которые наилучшим образом отвечают их индивидуальным особенностям, - важнейшие показатели профессионализма учителя.
Экспрессивная (эмоциональная) функция. Эмоциональная функция педагогического общения проявляется в том, что в процессе совместной деятельности с педагогом происходит усвоение школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к миру как важнейшего компонента содержания образования. Наконец, экспрессивная функция позволяет доступно, интересно и эмоционально передавать знания, умения, навыки.
Функция обмена ролями. Общение, образуя социальное поле деятельности личности, через роли, ею выполняемые, программирует у нее тот или иной образец социального поведения. Смена социальных ролей содействует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, способствуя процессу восприятия человека человеком.
Многочисленны и средства педагогического общения – деятельность и поведение, речь, многообразные невербальные средства передачи информации, учебные и наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения), внешние экспрессивные данные учителя.
Педагогическое общение, таким образом, представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие линии общения: 1) общение педагога с отдельными учащимися; 2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом; 3) общение с детским коллективом в целом; 4) общение через коллектив с отдельными учащимися; 5) общение педагога с родителями учащихся; 6) общение внутри педагогического коллектива. Эти линии находятся в постоянном взаимодействии, переплетении.
В педагогической деятельности коллективность общения – это не просто коммуникативный фон деятельности и ее ситуация, а важнейшая закономерность педагогического общения. Исследования показывают, что в процессе коллективного общения возникает психологический эффект «взаимозаражения» педагога и учащихся, основой и одновременно результатом чего является эмоциональная общность, существенным образом влияющая на содержательную сторону общения, уровень познавательной деятельности детей.
Педагогическое общение, как и любой вид деятельности, имеет определенную структуру. В ней выделяется ряд этапов:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с детьми в процессе подготовки к непосредственной деятельности (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с воспитанниками в момент изначального контакта с ними (начальный период общения).
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.
Рассмотрим подробнее содержание этих этапов.
На прогностическом этапе реализуется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, воспитательного мероприятия, соответствующей его дидактическим и воспитательным целям, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, индивидуальным особенностям отдельных учащихся и класса в целом, предполагаемой системе методов обучения и воспитания. Здесь осуществляется сложный процесс перевода педагогических задач в сферу задач коммуникативных. Одновременно прогнозируется восприятие учащимися материала урока и личности самого педагога. Все это составляет своеобразную опережающую стадию общения.
Важна роль второго этапа – организация непосредственного общения с детьми, который можно условно назвать этапом «коммуникативной атаки». На этом этапе завоевывается инициатива в общении, конкретизируется спланированная ранее модель, условия и структура предстоящего взаимодействия, уточняются возможности использования избранных методик, настроение детей и т.д. Этот этап обычно протекает очень быстро, но позволяет точнее ориентироваться в ситуации общения и по сути является переходным от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного взаимодействия.
Сердцевина педагогического общения – его третий этап, где осуществляется длительное, систематическое управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Общение на этом этапе многофункционально: здесь педагог осуществляет решение значительного количества возникающих коммуникативных задач, регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем школьников, ищет соответствие методики воздействия и системы общения. По сути дела, каждый элемент урока, воспитательного воздействия требует своей микросистемы общения. Это самый продолжительный и продуктивный этап профессионально-педагогического общения, предъявляющий значительные требования к коммуникативной культуре учителя.
На заключительном, четвертом этапе педагог анализирует использованную им систему общения, осмысливает ее форму, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе учащихся, тем самым, прогнозируя предстоящее общение и моделируя его структуру.
Перечисленные этапы отражают общую структуру педагогической деятельности в целом с учетом ее непрерывного, цикличного характера, когда итоговый компонент (анализ) одного этапа автоматически становится началом ее следующего витка (планирования).
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33