logo search
учебник Кикоть ОВД 480 с

Способ конструирования технологий воспитания

Воспитательные возможности

(функции)

Перечень методов

Формирование внутренних суждений, взглядов, мотивов

Лекция, показ (демонстрация), естественная и изобразительная наглядность и др.

Упрочение внутренних позиций, убеждений

Посредством углубления и закрепления знаний. Самостоятельное изучение литературы, боевой техники, вооружения, обсуждение учебного материала

Накопление опыта творческой деятельности и уставного поведения в ходе практического применения знаний, выработки навыков и умений

Исследовательский метод — выполнение курсовых и лабораторных работ; метод практических работ — стажировка, войсковая практика

Оценка и проверка результатов обучения и воспитания

Наблюдение, беседы, уставный опрос, анализ результатов деятельности и др.

Примечательно рассмотрение содержания обучения как фактора воспитания. Для построения технологии воспитания весьма ценен показ сильных и слабых сторон содержания конкретных наук. Большое практическое значение имеет выделение существенно-значимых признаков организации, содержания и методики основных видов учебных занятий, определяющих их воспитывающий характер. Например, для лекции по ее содержанию в число таких признаков и условий входят идейно-теоретический и научный уровень, убедительность и доказательность, новизна и информированность, связь с жизнью и практикой работы, соответствие содержания особенностям изучаемой дисциплины и степени подготовленности обучаемых.

С точки зрения методики и организации весьма значимыми для технологии воспитания являются свободное, живое (эмоциональное) и увлекательное изложение, побуждение к размышлению и поиску истины, постоянный контакт с аудиторией, взаимопонимание, четкость структуры, логичность, культура речи, ее простота и правильность, выразительность, адекватно избираемые интонации, темп речи, ее звучание, выразительность, мимика воспитателя, его личная примерность, авторитетность, умелое использование средств наглядности.

Переходя к характеристике технологии воспитания сотрудников в сфере их практической деятельности, остановимся на высказанных ранее положениях. Во-первых, при определении сущности технологии воспитания отмечались возможность и необходимость определенной алгоритмизации воспитательного процесса. Во-вторых, в числе наиболее существенных признаков технологии воспитания в органах внутренних дел не последнее место было отведено функционированию процедуры педагогического мониторинга эффективности воспитательных взаимодействий на различных этапах технологической цепочки. С учетом этих позиций представляется правомерным вести речь о таком важном технологическом приеме, как алгоритм воспитательного воздействия, который может быть эффективно реализован и в ходе занятий в сфере практической деятельности сотрудников органов внутренних дел (см.: табл. 5).

Таблица 5