В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Основные направления профилактической работы:
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
содействие ребенку в достижении социально-значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с установлением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:
-нейтрализующие;
компенсирующие;
предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующим социальным отклонениям;
устраняющие эти обстоятельства;
контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Условия, обеспечивающие эффективность профилактических мероприятий:
направленность на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретение несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
В профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемым государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через СМИ (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и др. произведения культуры.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью такого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Например за употребление наркотиков – уголовная ответственность.
Медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающих различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.
Социально-педагогический подход заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Воспитание положительных качеств у подростка следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов:
Раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.
Выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью, настойчивостью и упрямством, самостоятельностью и неуважением к чужому мнению.
Планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки.
Зрелое самовоспитание, т. е. реализация потребности в самосовершенствовании.
Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация.
Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно-полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Виды реабилитации:
Медицинская направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Педагогическая – это система мер воспитательного характера, натравленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих адаптацию его в обществе; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительным социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социально-экономическая реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Профессиональная предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места и с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в специализированных учреждениях, которые называют реабилитационными центрами.
Задачи таких учреждений:
профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания) в трудную жизненную ситуацию;
выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими;
психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
содействие возвращению в семью;
обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
В этих учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает 3 этапа:
1. Диагностики;
2. Создания и реализации реабилитационной программы;
3. Постреабилитационной защиты ребенка.
Основные положения реабилитационной программы с подростками:
Опора на положительные качества несовершеннолетнего подростка. Необходимо следовать путем создания для подростка ситуации успеха, уметь найти положительное в поведении подростка, стоить согласно этому деятельность социального педагога.
Формирование будущих жизненных устремлений. Для такого подростка важной найти дальнейшее профессиональное самоопределение, соответствующего интересам и возможностям подростка.
Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений.
Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.
В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:
восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремление исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка;
стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы – внушение, убеждение, пример.
При построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещение образовательного учреждения. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок, выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.
Основные виды деятельности: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение специальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями.
Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. В работе с данной категорией детей используется: экстренная диагностика эмоционального состояния, выявление причин данной проблемы, обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями, работа над формированием позитивной Я-концепции.
Работа с бездомными детьми осуществляется в 2-х направлениях:
создания условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, мед. помощи);
освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.
Другие направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.
Основной метод работы – патронаж, основная форма работы – организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной Я-концепции.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33