logo search
учебник Кикоть ОВД 480 с

§ 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел

Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. «Любая деятельность, — считает В. П. Беспалько, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»1. Самое прямое отношение это имеет к теории воспитания, ибо воспитание — и наука, и искусство.

Зарождение идеи технологии воспитательного процесса связанно, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического процесса в различные области теоретической и практической воспитательной деятельности органов внутренних дел. Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, воспитательный процесс как технологический. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированнным выражением которого и является технология. Сделаем попытку сравнить воспитательную деятельность членов педагогического коллектива органов внутренних дел, основанную на индивидуальном мастерстве с деятельностью, основанной на технологии (см. табл. 6).

Поэтому современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь с механическим переносом технологии в столь сложную сферу человеческих взаимоотношений как воспитание.

Таблица 6