logo search
брунов б

1. Познавательная деятельность и познавательные процессы

Недоразвитие познавательной деятельности - основной симптом умственной отсталости. Поэтому вполне естественно начать характеристику детей-олигофренов с описания особенностей их познавательных процессов. Эти процессы составляют тот психологический механизм, при посредстве которого осуществляется познавательная деятельность. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятия, представления - мышление, все они являются одной из форм отражательной деятельности мозга.

Умственно отсталый ребенок страдает нарушением нервно-мозговых процессов, психика его отличается недоразвитием. С этим и связано стойкое нарушение познавательной деятельности детей-олигофренов.

Как уже отмечалось, у ребенка с умственной отсталостью сильнее всего страдают высшие формы психической деятельности, в том числе мышление как опосредованное отражение мозгом действительности.

Но процесс отражения действительности един. Нарушения в одном каком-то звене оказывают влияние на всю цепь.

Поэтому у ребенка с умственной отсталостью недоразвиты как высшие, так и элементарные формы познавательной деятельности (формы непосредственного отражения действительности - ощущения, восприятия, представления).

Мы знаем, что недоразвитие элементарных форм познавательной деятельности, вызванное влиянием органического дефекта, создание условия, при которых происходит нарушение высших психических процессов, так как ощущения, восприятия, представления составляют чувственную основу познания. В то же время низшие формы познавательной деятельности осуществляются при участии высших форм, в частности мышления. Поэтому мы и указывали, что острие коррекционно-воспитательного воздействия следует направить на развитие высших психических процессов, наиболее поддающихся педагогическому воздействию. Развитие элементарных психических процессов должно было подчинено этой главной задаче и осуществляется в единстве с коррекцией высших форм психики, при участии которых, как уже отмечалось, осуществляется и чувственное познание.

Протекая в условиях атипичного, аномального развития, и низшие, и высшие психические процессы приобретают целый ряд особенностей. Знание их является тем важным условием, без которого невозможно достичь эффективного коррекционно-воспитательного воздействия. Общим для всех познавательных процессов является их зависимость от дефекта, от индивидуально-типологических особенностей нервной системы и психики данного ребенка, от свойств и особенностей его личности в целом. В то же время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования. Поэтому некоторые из них следует разобрать более внимательно.