10. Теоретические основы изучения степенной функции
Степенная функция изучается на протяжении нескольких лет. Её изучение начинается в 7 классе – y=x, в 8 классе , в 9 классе впервые вводится термин «степенная функция» и изучаются функции вида В 10 классе сведения о степенной функции обобщаются и систематизируются.
Ко времени изучения степенной функции в 9 классе учащиеся знают понятие степени с рациональным показателем, его свойства, уточнено понятие функции и рассматриваются её общие свойства. Нужно решить несколько практических задач, когда приходят к функциональным зависимостям вида , r-фиксированное число, различное в каждом случае.
- Итак, имеем функцию вида , где r - рациональное число (в 10 кл – r -действительное число). Такая функция имеет название степенной.
- Можете ли вы указать степенные функции, которые уже рассматривали? ( ).
- Постройте график каждой из данных функций. Определите их свойств по графику.
- Можно отметить, что у этих функций показатель степени – целое число (у первых двух – натуральное число: у первой нечётное число, а у второй – чётное). То есть свойства и вид графика степенной функции будут зависеть от показателя степени.
- Вспомним, как последовательно определялась рациональная степень (натуральная степень, целая отрицательная, дробная). В такой же последовательности будем рассматривать показатель степенной функции.
Учебная задача: изучить функцию вида , где r - натуральное, отрицательное целое число, затем дробь вида 1/n.
Итак, графики и свойства функций позволили спрогнозировать, что степенную функцию при натуральном показателе следует изучать в 2 случаях: 1 - показатель степени чётное; 2 - нечётное число.
Степенная функция с натуральным показателем.
, n-натур | , n-натур |
а) y = x (график) | а) (график) |
Свойства: 1. D(y): R 2. Е(у): R 3. возрастает на R 4. нечётная, т.к. у(-х) = -х = -у(х) 5. непрерывная 6. нет ни н/м, ни н/б значения, неограниченная б) (график) x 0 1 -1 2 -2 y 0 1 -1 8 -8 Свойства: 1) D(y): R 2) Е(у): R x<0⇒y<0, x=0⇒y=0, x>0⇒y>0 Док-во: - Любое ли действительное число x0 является значением данной ф-ции, т.е. существует ли действительное число такое, что (по определению корня нечётной степени) такое, что 3) возрастает, т.к. при x1<x2, y(x2)-y(x1) = >0, значит y(x2) > y(x1) 4). нечётн. y(-x) = (-x)3 = -x3 = -y(x) (св-во чт / нчт ф-ции вводится на примере степенной ф-ции) 5). непрерывная (по графику) 6). неограниченная, т.е. не имеет н/б и н/м значений. в) . Обобщаем. | Свойства: 1. D(y): R 2. Е(у): y ≥ 0
3. x>0 ⇒ возрастает, x<0 ⇒ убывает, Док-во: - 0< x1<x2, то y( x1) < y(x2) y(x2) - y(x1)= => y( x1) < y(x2) - x1<x2<0, то y( x1) > y(x2) =>y( x1) >y(x2) 4. чётная, т.к. y(-x)= (по опр-ю) 5. непрерывная 6. имеет н/м значение y=0, ограничена снизу. б) , n-натур. Обобщаем. Строим графики y = x2 и y = x4 Обратить внимание учащихся на взаимное расположение графиков. Свойства обобщаются и записываются без док-ва. Свойства: 1. D(y): R 2. Е(у): y ≥ 0
3. x>0 ⇒ возрастает, x<0 ⇒ убывает, 4. чётная, т.к. y(-x)= (по опр-ю) 5. непрерывная 6. имеет н/м значение y=0, ограничена снизу. |
Строим на одном графике функции у = х3, у = х5 Обратить внимание учащихся на тот факт, что графики этих функций периодически меняют своё взаимное расположение. Перечисляются все свойства без док-ва. Свойства: 1. D(y): R 2. Е(у): R 3. возрастает на R 4. нечётная. 5. непрерывная 6. нет ни н/м, ни н/б значения, неограниченная |
|
Далее рассматриваются функции с целым отрицательным показателем y = x-n или y = , . Можно организовать семинарское занятие по изучению этой темы, ученики разбиваются на группы и сами строят, исследуют свойства функций.
1) 2) ,
От чётности степени зависят свойства функции.
И наконец, функция вида , n . Основные свойства таких функций тоже не доказываются. Строятся графики по точкам, и дальше идёт исследование по графикам.
а) (график). Свойства: 1. D(y): 2. Е(у): y 0 3. Возрастает 0<x1<x2 ⇒ 4. Функция общего вида 5. Непрерывна 6. Имеет н/м значение, ограничена снизу, у = 0. б) , Строят графики и Свойства обобщаются. Обратить внимание на взаимн. расположение. | б) (график) Св-ва: 1. D(y): R 2. Е(у): R 3. Возрастает на R 4. Нечётная, т.к. y(-x) = 5. Непрерывная 6. Неограниченная, не имеет н/б и н/м значений б) Строят графики и Свойства обобщаются. |
В 10 классе все сведения по степенной функции нужно обобщить и систематизировать. В учебнике рассматриваются свойства функции y=xp в зависимости от p:
1. Показатель p = 2n – чётное натур-ое число
2. Показатель p = 2n-1 – нечётное натур-е число
3. Показатель p = -2n, где n – натур-е число
- D(y): R\0
- Е(у): y > 0
- чётная
- возрастает на промежутке x < 0, убывает на x > 0.
4. Показатель p = -(2n-1), где n - натур-е число
- D(y): R\0
- Е(у): R\0
- нечётная
- убывает на промежутках x > 0и x < 0.
5. Показатель p – положительное действительное нецелое число
6. Показатель p – отрицательное действительное нецелое число
- D(y): x > 0
- Е(у): y > 0
- убывающая на промежутке x > 0.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов