12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
Особенности и роль темы в математике и в школьном курсе математики
Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперед») и был введен римским автором Боэцием (VI в.). Этим термином в математике прежде именовали всякую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении. В настоящее время термин «прогрессия» в первоначально широком смысле не употребляется. Два важных частных вида прогрессий – арифметическая и геометрическая – сохранили свои названия. Сами названия «арифметическая» и «геометрическая» были перенесены на прогрессии из теории непрерывных пропорций, изучением которых занимались древние греки.
Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии решались давно. Карл Гаусс (1777 г.–1855 г.) нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 10,будучи учеником начальной школы. С начала нашей эры известна задача – легенда о царе и изобретателе шахмат (задача о зернах).
У нас в России задачи на прогрессии впервые встречаются в одном из древнейших памятников русского права – в «Русской правде», составленном при Ярославе Мудром в XI веке. Там есть статья, посвященная вычислению приплода от двадцати овец за 12 лет при условии, что каждая овца приносила ежегодно одну овцу и одного барана. Там же можно прочесть любопытный расчет, составленный сельским хозяином о приплоде за 12 и 9 лет от всего скота и пчел его села, прибыли от высеваемого хлеба и пяти стогов сена, а также расчет платы за 12-летнюю сельскую работу женщине с дочерью.
Задачи на прогрессии встречались и в первом учебнике «Арифметика», который создал Л.Ф. Магницкий.Прогрессии в «Арифметике» Магницкого включены в пятую часть первой книги «О прогрессиях и радиксах квадратных и кубических». Приведем задачу из этого раздела. «Некий человек продал коня за 156 рублей; раскаяся же; купец начаотдавати продавцу обратно, глаголя: яко несть мне леповзятисицевого коня недостойного таковые высокие цены. Продавец же предложи ину куплю глаголя: аще те мнится велика цена сему коню, убо купи только гвоздие, их же сей конь имать в подковах своих ног, коня же возьми за тою же куплею в дар себе. А за гвозди в каждой подкове по шести и за один гвоздь даждь мне полушку (древняя русская монета, равная ¼ копейки), за другой же две полушки, а за третий копейку, и тако все гвозди купи. Купец же, видя столь малую цену и коня хотя в себе дар взяти, обещал таку цену ему платити, чая не больше десяти рублей за гвозди дати. И ведательно есть: колико купец проторговался?» (Ответ, данный Л.Ф.Магницким, -4 178 703 ¾ копейки.)
Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе алгебры средней школы изучается обособленно, лишь в девятом классе, мало перекликаясь с другими разделами школьной программы. А.Г. Мордкович считает нецелесообразным изучение этой темы именно в девятом классе, так как по большому счету тема «Прогрессии» в 9 классе не имеет связи с остальным материалом основной школы. «Последовательности» - тема математического анализа, и логичнее было бы с нее начинать изучение начал математического анализа в 10 классе. Но несмотря на это задачи, для решения которых необходимо знать не только формулы п-го члена и суммы первых п членов, но и свойства арифметической и геометрической прогрессий, предлагаются на ЕГЭ. А для того, чтобы знания ученика были на достаточно высоком уровне, необходимо активизировать его познавательную деятельность при изучении прогрессий. Поэтому теоретические и практические исследования по данной теме представляются актуальными в настоящее время и обусловлены насущными потребностями средних школ различного уровня: как общеобразовательных, так и с математическим уклоном.
Программа по математике
В зависимости от типа школы и от учебника на изучение темы «Прогрессии» дается от 12 до 16 часов.
Основные цели изучения темы:
формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном;
сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу;
овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.
IV. Логико-дидактический анализ темы
А) Анализ теоретического материала.
Учебник: А.Г. Мордкович. Алгебра 9. – М.: Мнемозина, 2002.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов