2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
Опыт воспитательной работы — необходимая составная часть профессионализма воспитателя, опыт педагогического анализа, оценки и управления воспитательной работой (как и непосредственного участия в ней) — необходимая составная часть управленческой компетентности руководителя. В этом качестве может выступать как позитивный, так и негативный опыт. Анализ ошибок и неудач, как собственных, так и своих коллег, может дать не меньше, чем анализ успехов и достижений. Более того, в условиях изменяющейся социально-экономической обстановки, динамичной практики правоохранительной деятельности, усложнения целей, задач, содержания и форм воспитательной работы (о чем говорится в приказе МВД России № 120-2007 г.), анализ прошлого негативного опыта является условием профилактики ошибок и неудач в будущем. Но, естественно, куда более значимую роль играет анализ и использование позитивного опыта воспитательной работы.
Однако, прежде чем говорить об условиях и путях использования позитивного опыта, следует уточнить — что такое позитивный опыт воспитательной работы с личным составом, тем более, что здесь накопилось уже не только немало интересных и результативных подходов, но и отживших стереотипов.
Порой «позитивность» опыта воспитательной работы рассматривают исключительно по росту позитивных показателей (сокращение текучести кадров, нарушений дисциплины и т. д.). Но имеются, как минимум, три момента, которые могут искажать критерий «позитивности». В ряде случаев рост позитивных показателей является изменением самой системы показателей, а не действительной картины воспитательной работы. Примеры тому в практике современной воспитательной работы имеются. Как правило, более высокие результаты в воспитательной работе того или иного подразделения являются следствием «наведения элементарного порядка» с использованием хорошо известных мер и средств (управленческих, дисциплинарных, кадровых, воспитательных), для изжития имеющихся недостатков. Это, несомненно, позитивный результат, но вряд ли его можно считать позитивным опытом. И, наконец, в ряде случаев критерий «эффективность» подменяется критерием «эффектность». Продолжая по содержанию ту же воспитательную практику, проводится ряд «престижных» мероприятий, чаще всего — массовых, имеющих внешний эффект (в том числе — на уровне отчетов о воспитательной работе), но не оказывающих серьезного воспитательного воздействия.
Более точным было бы в основу определения позитивного опыта заложить два взаимосвязанных критерия: эффективность и инновационность (естественно, при соблюдении законности, прав человека, норм профессиональной этики). Таким образом, позитивный опыт можно определить как:
а) постановка и решение новых воспитательных задач инновационным путем, что приводит к повышению эффективности воспитательной работы с личным составом;
или
б) разработка инновационных путей более эффективного решения имеющихся воспитательных задач в работе с личным составом.
Данное определение можно отнести как к отечественному, так и к зарубежному опыту воспитательной работы с милицией (полицией). Далее, однако, необходимо подчеркнуть некоторую специфику подходов как к отечественному, так и к зарубежному опыту.
По отношению к отечественному опыту позитивным может считаться не только инновационный, но и исторический опыт, дающий свой воспитательный эффект в новых условиях. Так, результативным оказалось обращение вновь к опыту наставничества, утерянному в 90-е годы прошлого века. В ряде случаев позитивным может считаться опыт максимально эффективного использования имеющихся средств и методов воспитательной работы с личным составом. Так, в ряде регионов уже имеется такой опыт исполнения приказа МВД России от 3 ноября 2006 г. № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».
Очень специфичен подход к «позитивности» зарубежного опыта. Здесь также в основе — критерии эффективности и инновационности реализации этого опыта в воспитательной работе с личным составом. Не всякий опыт эффективной воспитательной работы с кадрами правоохранительных органов за рубежом может быть столь же эффективен в нашей стране и в наших условиях. Более того, наш подход к зарубежному опыту предусматривает решение несколько иных задач, поскольку ни один зарубежный опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов невозможно перенести в систему МВД России «один к одному», о чем подробнее будет рассмотрено ниже.
В качестве позитивного зарубежного опыта, заслуживающего специального анализа и рассмотрения возможностей его реализации в работе с личным составом, мы можем определить:
1. Опыт решения воспитательных задач, сходных с выполняемыми в МВД России как сравнительный материал для определения эффективности воспитательной работы (например, опыт профилактики правонарушений и нарушений служебной дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов Великобритании).
2. Опыт альтернативных путей решения актуальной для МВД России воспитательной проблемы за рубежом (например, обязательное участие или неучастие в нравственном воспитании персонала правоохранительных органов представителей различных религиозных конфессий; в странах Европы, США этот опыт различен).
3. Опыт решения воспитательных задач как материал для определения более эффективных инновационных путей работы с личным составом (например, опыт привлечения СМИ для повышения престижа полиции в США, Великобритании, Франции, Германии).
4. Опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов за рубежом как исходный материал для постановки актуальных инновационных воспитательных задач и определения инновационных путей их решения (например, опыт стимулирования сотрудников к постоянному, в течение всей службы, самостоятельному повышению своего образовательного уровня и профессиональной квалификации, характерный для США и ряда других стран).
Таким образом, при всей специфике определения и анализа отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы ведущим для руководителя при определении необходимости его анализа и внедрения выступают актуальность, эффективности и инновационность как главные критерии.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий